27/02/23

Обычай «гаски»: почему русские крестьянки не знали отцов своих детей

Как и все народы Европы, русские не могли похвастаться стопроцентным усвоением христианской морали. Далеко не все крестьянские девушки на Руси хранили целомудрие до брака. Некоторые расставались с девственностью намного раньше, причём в буквальном смысле в полной темноте.

Что видел итальянец

Первое свидетельство о русских «гасках» принадлежит уроженцу Тосканы Лактанцию Рокколини, который побывал в Московии в середине XVI века в качестве члена посольства Священной Римской империи. В своих записках, изданных в 1609 году, итальянец описывает виденный им русский обычай: собравшись в большом доме «в известные времена», мужчины и женщины вместе развлекаются песнями и плясками при лучине. Но это было лишь прелюдией к главному событию.
«Поплясав и позабавившись вместе порядком, тушат лучину, после чего каждый берёт ту женщину, которая случилась к нему ближе, и совершает с нею половой акт», — так звучит сообщение Рокколини в пересказе историка литературы Александра Веселовского.

Через некоторое время свет вновь зажигали и пляски возобновлялись. Так повторялось несколько раз за ночь до самого рассвета, причём каждый раз мужчины и женщины оказывались в объятиях случайных партнёров. Самому Рокколини русские предлагали на выбор восемь хорошеньких девушек, но он не присоединился к оргии. Правда, позже итальянец сблизился с одной из красавиц, замеченных им в ту ночь.

Легко заподозрить автора «Смехотворного путешествия Рокколини» в публикации вымышленных историй из жизни экзотической для европейцев страны. Однако историк Веселовский упоминает аналогичное свидетельство из русского «Стоглава» 1551 года. В народе было принято собираться в Иванов день, а также накануне Рождества и Богоявления. В эти дни, как сообщал «Стоглав», москвитяне предавались «бесовским песням» и пляскам, из-за чего «бывает отроком осквернение и девам растление».

Свидетельства этнографов

Обычай, описанный Рокколини, фиксировался в русской деревне и в более поздние времена. Среди сельской молодёжи бытовали зимние посиделки («беседы»). В долгие тёмные вечера девушки собирались для совместной выделки льна при лучине – это называлось супрядками. Сюда же заглядывали представители мужского пола. Они приносили девушкам гостинцы и высматривали себе невест. В дни, когда устраивались посиделки без работы, парни начинали действовать. И в этом им помогали «гаски».

Этнограф Изабелла Шангина, автор книги «Русские девушки», пишет, что в конце посиделок, погасив свет, молодые люди укладывались спать – либо парами, либо даже все вместе. Дело не обязательно доходило до половых связей. Однако сама ситуация явно тяготела к групповому сексу. В Вологодской губернии на пол стелили солому, обычай здесь так и назывался – «мять солому». Некоторые учёные отрицают сексуальные контакты во время «гасок», например, этнограф Марина Громыко. Другие же доверяют противоположным свидетельствам.

«О степени близости молодёжи на «гасках» судить довольно сложно, — отмечает Изабелла Шангина. – В одних описаниях этой посиделочной забавы говорится о том, что молодёжь вела себя пристойно, не допуская «свального греха», в других указывалось, что на посиделках «нравы просты и девушки в 16 лет могут потерять невинность».

Вероятно, в редких случаях девушки даже беременели. Как полагают некоторые современные авторы, крестьянки могли не знать отцов своих детей. Кое-где в России на добрачные связи молодёжи смотрели «сквозь пальцы», и наличие ребёнка не мешало девушке выйти замуж.

В части деревень Тверской губернии в конце XIX века гаски воспринимались как «обычай, освящённый веками». Но там, где связи до брака порицались, сохранялась лишь внешняя форма обычая, который превращался в своего рода игру. Как писал дореволюционный исследователь А. П. Звонков, у молодёжи Елатомского уезда Тамбовской губернии гаски устраивали парни. Врываясь в избу, где уже собрались на посиделки девушки, они задували свечи. Звучал «писк девушек» и «хохот ребят». Но дальше объятий и поцелуев дело не доходило – свет зажигался и посиделки проходили как ни в чём не бывало. Хотя в итоге молодые люди всё равно часто «похищали» возлюбленных, утаскивая их в укромные места.

Автор «Этнографического очерка Угличского уезда», опубликованного в 1852 году в «Журнале Министерства народного просвещения», видел вариант обычая, когда парни и девушки оставались впотьмах недолго, причём в это время они распевали песни громче обычного. Автор признавал, что «обычай делать гаску» — это «дело не совсем похвальное в нравах наших крестьян», но всё же уверял, что «ничего предосудительного» не случилось.

Во многих местностях молодёжь держали в строгости и ничего похожего на гаски не дозволялось, как и в принципе совместных «ночёвок». Ухаживания на посиделках в таких случаях ограничивались флиртом, шутками, вознёй, поцелуями, что помогало парням и девушкам совершать брачный выбор.

Объяснение обычая

Некоторые крестьяне воспринимали гаски как признак безнравственности на селе, связывая его с городским влиянием. Однако на самом деле этот обычай является остатком давних языческих традиций или, по выражению этнолога Юрия Семенова, «первобытных форм общения полов». В эпоху родоплеменного строя в общинах охотников и собирателей половая активность блокировалась так называемым производственным табу. В периоды запрета на секс мужчины и женщины занимались разными видами деятельности, жили в разных хижинах и не пересекались между собой. Однако естественные человеческие желания требовали удовлетворения. Поэтому в определённые дни года совершались оргиастические празднования, на которых каждый вступал в половые акты с тем, с кем хотел.

Практики первобытного промискуитета этнографы вживую наблюдали на островах Фиджи в Тихом океане. После распространения традиционного брака элементы промискуитета стали возможны лишь для молодёжи. Избы для посиделок у русских напоминают первобытные «дома девушек», куда некогда являлись юноши из «домов холостяков». Юрий Семёнов также видит в посиделках признаки древних «оргиастических нападений», имея в виду случаи, когда парни «красовались» перед будущими избранницами. Они вламывались в избу, устраивали шум, пороли девушек прутьями и даже имитировали их изнасилование.

В древнюю эпоху подобные бесчинства были связаны с языческими культами (дионисии, вакханалии). На русском Севере же сохранилась очень похожая на «гаски» Яровуха (от имени бога плодородия Ярилы). В этом обычае можно видеть прообраз современных «мальчишников» и «девичников». Собравшись в доме невесты, молодёжь ложилась спать вповалку, не допуская, однако, интимной близости.