08/08/20
Фото: Водник/ CCA-SA 3.0

«Один затонул, остальные сбежали»: чем закончился морской бой между Россией и Грузией в 2008 году

Это короткое сражение сил российского ВМФ и военно-морских сил Грузии до сих пор окутано тайной – есть масса вопросов, на которые даже спустя 12 лет после  инцидента нет исчерпывающих ответов.

Принуждение Грузии к миру

Во время этой острой, но краткосрочной конфронтации Грузии, Южной Осетии и Абхазии в 2008 году (так называемой «пятидневной войны»), суть которой так или иначе касалась государственного самоопределения Южной Осетии и Абхазии, Россия выступила на стороне двух республик. Поскольку большинство жителей Осетии имело российские паспорта, РФ обосновала ввод войск защитой жизни своих граждан.

Случай с обстрелом 10 августа нескольких грузинских сторожевых катеров – всего лишь один из эпизодов этой войны. 10 августа группировка Черноморского флота, состоявшая из больших десантных кораблей «Цезарь Куников» и «Саратов», малого ракетного корабля «Мираж» и малого противолодочного корабля «Суздалец» (группа охранения) находились у абхазских берегов, на территории, которую Россия публично и официально объявила зоной безопасности на период, покуда не закончится этот конфликт. Усилить морские границы Абхазии Россию просил лично президент республики Сергей Багапш.

Официальная версия случившегося

Вот как вспоминал о том, что тогда случилось, награжденный в Кремле Президентом РФ за совершенные в зоне действия межгосударственного конфликта орденом Мужества командир малого ракетного корабля «Мираж» капитан 3-го ранга Иван Дубик. Пять грузинских катеров, 2 ракетных и 3 патрульных, на ходу попытались совершить атаку российской группы кораблей; предупредительные сигналы от наших были посланы, но грузины на них не отреагировали. Тогда «Мираж» дал залп по наступающим. Один катер мгновенно затонул, остальные четыре стали отходить. Дубик журналистам «Комсомольской правды» не назвал дистанцию, с которой «Мираж» поразил катер, сославшись на секретность данной информации.

В августовской программе «Вести», которую тогда вел Эрнест Мацкявичюс, версия боестолкновения была озвучена Аркадием Мамонтовым, утверждавшим, что российских моряков-миротворцев атаковали грузинские ВМС, подготовленные американскими военными специалистами. После того как надвигавшиеся катера проигнорировали предупредительный выстрел с одного из кораблей российской группы ВМФ, «Миражу» была дана команда атаковать.

Грузинский катер «Тбилиси» находился на расстоянии около 25 км. Две ракеты ЗРК «Оса» вывели из строя машинное отделение катера и его ходовую рубку. «Тбилиси» в итоге затонул. Второй грузинский катер наши моряки подбили, но он ушел с линии огня своим ходом Еще 3 катера вышли из боя нетронутыми. Как сообщил Аркадий Мамонтов в этом сюжете «Вестей», российский флот в этом бою израсходовал 2 противокорабельные и одну зенитную ракеты.

Что осталось «за кадром»

Историк Александр Широкорад в «Независимом военном обозрении» спустя две недели после этого боя озадачился многими вопросами, на которые ответы никто из авторитетных специалистов так до сих пор публично не озвучил. В частности, нигде не опубликовано, были ли погибшие при прямом попадании в катер «Тбилиси» (а также в другом, поврежденном российской «Осой», но сумевшем уйти, судне). И никто не объяснил: как это – на 25-километровом расстоянии точно узнать, куда попала полуторатонная противокорабельная российская «Оса». Об этом, как и о многом другом, официальные лица с обеих сторон конфликта до сих пор умалчивают.