В 1956 году в Бухарской области было обнаружено огромное газовое месторождение под названием Газли, что превратило Узбекистан в главный газодобывающий регион СССР на протяжении почти двадцати лет. Одним из самых известных месторождений на этой территории был Урта-Булак, который получил печальную славу в 1960-х годах. В переводе с узбекского название этого места означало "средний родник", но из-за катастрофы Урта-Булак и его окрестностей превратились в огненную пустыню.
Неугасающее пламя
Авария на Урта-Булаке, произошедшая 1 декабря 1963 года, была беспрецедентной для того времени. Во время бурения произошел огромный выброс природного газа, который сначала попал в пласт с аномально высоким давлением и содержанием сероводорода, а затем выбросился на поверхность и воспламенился. Образовался гигантский пылающий факел, достигающий высоты в 70 метров. Из-за обилия природного газа факел не гас сам по себе, а его невозможно было потушить обычными способами. Высокие температуры не позволяли приблизиться к объекту ближе, чем на 250 метров. Буровая вышка обрушилась, а защитная арматура в устье скважины была полностью разрушена. Когда факел Урта-Булака поглотил эти сооружения, огонь разгорелся еще сильнее.
Борьба с пламенем велась на протяжении трех лет, но увы, не давала результата. Все ранее известные способы борьбы с пожарами, в том числе с помощью залпов артиллерии, никак не решили проблему. Район вокруг Урта-Булака превратился в огромный участок выжженной земли. Руководитель операции по тушению факела Камиль Мангушев вспоминал: «Все, что могло гореть вокруг, давно сгорело. Теперь это была действительно мертвая раскаленная земля. Живому здесь места не осталось. По ночам стаи перелетных птиц и тучи насекомых, привлеченные светом, попадали в эту огненную пляску смерти и, падая, сгорали, часто даже не долетев до земли». Даже в дальних окрестностях газовой скважины изменилось поведение животных. Факел Урта-Булака был нанесен на полетные карты всех авиационных экипажей, летавших в Индию и Юго-Восточную Азию. С большим трудом вокруг факела был насыпан защитный песчаный бруствер; песок возили бульдозерами. Однако и это лишь временно решало вопрос, не обеспечивая к тому же полной безопасности.
Рискованный ход
Со временем становилось все более очевидным, что для тушения пожара придется прибегнуть к экстраординарным мерам. Ученые допустили возможность побороть пламя с помощью ядерного взрыва. Разработку этого проекта поручили Конструкторскому бюро No 11, расположенному в городе Саров Нижегородской области. Сотрудники КБ уже занимались изучением использования ядерного оружия в мирных целях. Именно они в 1965 году обеспечили проведение первого советского промышленного термоядерного взрыва. Перед началом работ Камиль Мангушев консультировался с ведущими специалистами атомной отрасли, среди которых был и президент Академии наук физик Мстистав Келдыш. Детально изучив проблему, ученые пришли к выводу, что потушить газовый фонтан можно только путем подрыва термоядерного заряда, чтобы тот перекрыл канал скважины под землей.
С одной стороны, этот ход представлялся безопасным – рядом с горящей скважиной находилась безлюдная пустыня. С другой – не слишком далеко расположены города Туркменабад, Каган, Каракуль и Караул-Базар, а на расстоянии около 200 км — густонаселенный областной центр Бухара, один из древнейших и красивейших городов Узбекистана и Центральной Азии в целом. И все же было решено пойти на риск. Дату подземного взрыва утвердил лично Брежнев: 30 сентября 1966 года. На тот момент факел горел уже 1074 дня.
Сам ядерный заряд создавали в Сарове под руководством начальника лаборатории КБ-11 Владимира Лебедева. За подрыв отвечала специально созданная комиссия под руководством министра «среднего машиностроения» (так секретно называли атомную промышленность) Ефима Славского. В назначенную дату на глубину полторы тысячи метров по наклонной штольне был доставлен ядерный заряд мощностью 30 килотонн – это вдвое больше американской бомбы «Малыш», взорванной над Хиросимой. Из-за близости факела и высокой температуры заряд приходилось постоянно охлаждать. Наконец, под землей прогремел взрыв. Для того, чтобы пламя полностью исчезло, потребовалось всего полминуты! Взрыв сдвинул слои породы и перекрыл ими газовую скважину. С факелом было покончено.
Успех на Урта-Булаке высоко оценили в правительстве СССР. Камиль Мангушев с коллегами были удостоены Государственной премии, а изобретенный ими способ тушения решили отныне использовать при борьбе с крупными пожарами на других газовых промыслах. Спустя всего полтора года таким образом был погашен аварийный газовый факел на месторождении Памук (снова в Узбекистане), а в 1972 году – на Майском месторождении в Марыйской области Туркмении.