«Маска Гиппократа» – лицо человека, очертания которого свидетельствуют о приближении смерти. Первым на данные симптомы обратил внимание древнегреческий целитель Гиппократ. Он же их и описал.
Верные признаки
Гиппократ жил в период 460-370 гг. до нашей эры, а в это время медицина находилась не на высоком уровне развития. Несмотря на это, Гиппократ понимал, что болезнь – это не воля богов, а определённые изменения в организме. Но врачеватель не мог проводить свои исследования на трупах, так как такой вид деятельности в Древней Греции не приветствовался. Однако, это не помешало учёному обратить внимание на то, что впалые глаза и щëки, оттопыренные мочки ушей, зеленоватый цвет лица, побелевшие губы, сухой лоб свидетельствуют о скором уходе из жизни.
А в 1884 году американский доктор C.G. Raue написал книгу «Особенности терапии и диагностики, а также советы по лечению», в которой он делился разработанной методикой диагностирования заболеваний по лицу. Автор призывал своих коллег внимательно относиться к лицам пациентов, а точнее – к малейшим изменениям на данной части тела. Он был уверен, что врач по лицу не только способен поставить точный диагноз, но и констатировать – болезнь имеет необратимый процесс и уже близка к летальному исходу.
Две половины одного лица
Теория Гиппократа нашла своих сторонников и в наши дни. Так, доктор медицинских и философских наук, заведующий кафедрой социальной медицины Российского государственного социального университета Евгений Черносвитов, ранее работавший судмедэкспертом, коллекционирует посмертные маски великих людей. Необычное хобби, а также работа, позволили ему выдвинуть гипотезу о том, что к моменту смерти лицо человека становится полностью симметричным. «Я ни разу не видел трупы с асимметричным лицом», – заявлял Черносвитов. Правда, существуют и исключения – например, специфические заболевания (как вариант, воспаление троичного нерва).
Профессор Александр Дубров асимметрию объясняет различной скоростью, с которой протекают обменные процессы в организме. К старости она замедляется, а поэтому асимметрия исчезает и наступает деградация с закономерным концом.