06/12/17
х/ф Двенадцать стульев

Остап Бендер: каким он был жизни

Остап Бендер – кто он: собирательный образ или прототип конкретного человека? Много лет считалось, что И. Ильф и Е. Петров создали характер этого героя на основе своих наблюдений за определенной категорией людей, тем самым бросили вызов отдельной части общества того времени.

Б.Е. Галлонов предположил, что в этом художественном образе предстал одессит Митя Бендер, который приятельствовал с Ильфом и Петровым. Другой писатель – Р.А. Александров в своей книге «Прогулки по литературной Одессе» предположил, что прототипом главного героя является Митя Агапов. Но эти версии оказались ошибочными.

На самом деле прототип был, но звали его Осип Шор. Родился он 30 мая 1899 года в Никополе. После переезда родителей в Одессу, жил на улице Полтавская победа в доме №78.

Поступив на физико-математический факультет Новороссийского университета, он не стал долго учиться и в 1916 году уехал в Санкт-Петербург, не имея за душой ни гроша. Там он стал студентом механического факультета Технологического института имени Николая I, но опять-таки ненадолго. Осип был полон гениальных идей, в основе которых лежала мечта найти курицу, несущую золотые яйца.

И он ее нашел, в буквальном смысле слова. На сельскохозяйственной выставке он представил курицу без перьев. Немало мясозаводчиков приехали в Одессу, чтобы посетить научное общество, где один профессор читал лекцию о прогрессивном развитии мясопроизводства. Этим профессором и был Остап Шор, успешно перевоплотившийся в научного деятеля.

Новоиспеченная фирма «Идеальная курица» (чем не прототип «Рогам и копытам») оформила несколько контрактов с птицефабриками России на поставку птицы, но обещанный товар, конечно же, не прибыл по назначению. Заводчики пытались разыскать профессора, но обнаружили лишь курицу с запиской: «Мы, одесские селекционеры, вывели еще курицу без головы и костей».

Осип Шор смог провернуть еще несколько афер, благодаря которым получил почет не только среди уважаемых людей, но и в криминальном мире. Так, купцу Кутякину он помог избавиться от конкурента в винном бизнесе - купца Розенбаума. Бандиту Ваське Косому подбросил мысль, как ограбить банк, переодевшись трубочистами.

Самую гениальную идею он выдал раввину Берштейну, а именно, он предложил ему продавать места в раю. Для большей убедительности была вывешена карта рая. Каждый желающий за деньги мог выбрать для себя идеальное, теплое местечко. Благодаря этому трюку раввин отремонтировал свой дом и синагогу.

Путешествуя из Москвы в Одессу, Шор всячески выкручивался, чтобы выжить: представлялся гроссмейстером, не умея играть в шахматы, был художником, в разные заведениях представлялся пожарным инспектором… И даже женился, в романе "Двенадцать стульев" эта полная дама была выписана как мадам Грицацуева.

Вернувшись в Одессу, Остап заделался оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска, где за допросы с пристрастием получил кличку «Борзый опер».

Мишка Япончик, который в то время бесчинствовал в Одессе, хотел пристрелить Осипа, но вместо этого недосчитался четырех своих сообщников. Бандиты нашли другой способ отомстить «борзому оперу»: они убили его брата – поэта Анатолия Фиолетова. После этого Остап поклялся не брать в руки оружия, уволился и переехал в Петроград.

В 1922 году попал в тюрьму за драку. Но быстро был отпущен по причине прошлых боевых заслуг. В 1934 году он переезжает в Челябинск, к другу Василию Ильичеву. В 1937 году их арестовывают, но Шору удается сбежать из НКВД! Он долго прячется в Ленинграде, а потом уезжает в Москву, к другому другу, автору «Трех толстяков», Юрию Олеше.

После войны Шор обосновался в Москве и до последнего трудился проводником поезда Москва – Ташкент. Семьи и детей у него не было. Дожил он до 80 лет и умер в 1978 году.

Благодаря таланту И. Ильфа и Е. Петрова образ Осипа Шора был дополнен, а роман получил международную славу.