05/12/21

«Дело Эдуарда Стрельцова»: что было не так с показаниями потерпевших девушек

Знатоки футбола во всем мире знают, что звезда легендарного бразильского футболиста Пеле впервые взошла на чемпионате мира в Швеции 1958 года. Российским же болельщикам до сих пор жаль, что на этом чемпионате не состоялась дуэль между Пеле и советским футболистом Эдуардом Стрельцовым. В нашей стране в ту пору Стрельцов был едва ли не самым знаменитым футболистом. В свои 20 лет он был чемпионом СССР, Заслуженным мастером спорта, входил в список претендентов на «Золотой мяч» журнала «France Footbal» за 1957 год. Чемпионат мира в Швеции обещал Стрельцову новые лавры.

Но вышло все совсем иначе. За несколько дней до вылета в Стокгольм – задержание, следствие, суд и срок. По одной из самых «грязных» статей УК – изнасилование.

Как было дело

25 мая 1958 года игроков сборной СССР отпустили в Москву для примерки парадных костюмов, которые шили для чемпионата. После примерки футболистам разрешили отдохнуть. Стрельцов договорился со своими друзьями, игроками «Спартака» Борисом Татушиным и Михаилом Огоньковым, встретиться и провести время вместе. Татушин и Огоньков приехали на своих машинах, с ними были друг Татушина, летчик Эдуард Караханов, и симпатичные девушки – Марианна, Инна, Ирина и Тамара.

Вся компания сначала отправилась на водохранилище, а после веселого пикника с обильными возлияниями, переместилась на дачу Караханова. Здесь веселье продолжилось. Выпито было очень много. Настолько много, что потом участники этой истории не раз путались в показаниях, поскольку попросту не помнили, что именно произошло.

Инна вскоре ушла с вечеринки, остальные девушки остались. Как показывали все без исключения участники, Марианна пользовалась особой симпатией со стороны Эдуарда Стрельцова, и охотно принимала его знаки внимания. Весь вечер она просидела у него на коленях, позволяла целовать и обнимать себя, когда стало прохладно, ходила в пиджаке Стрельцова, за столом он кормил ее со своей вилки…

На следующий день, появившись на тренировке, Стрельцов удивил своим видом всех: лицо его было расцарапано, палец на руке прокушен. На вопросы он ответил, что неудачно поиграл с кошкой.

Вскоре на базу, где проходили спортивные сборы, прибыла милиция и задержала всех троих участников пьянки. Дело в том, что Марианна в тот день пришла домой ранним утром – избитая и со сломанным носом. Матери она сказала, что ее изнасиловал Стрельцов. Тамара обвинила в том же Огонькова. Татушина почти сразу отпустили, поскольку против него никаких обвинений не было.

Нестыковки

В этом деле всех, и, прежде всего, юристов, поражает целый ряд странных нестыковок. Прежде всего, протоколы велись крайне неряшливо, не были указаны даты допросов, все подписи были сделаны разными чернилами, местами протоколы судебного заседания даже не соответствовали решению суда. Юристы знают, что такого рода особенности зачастую указывают на сфабрикованность дела.

Обе девушки после общения с родителями и друзьями футболистов забрали свои заявления. Тамара написала: «Прошу считать моё заявление, поданное Вам 26.05.1958 г. об изнасиловании меня гражданином Огоньковым неправильным. В действительности изнасилования не было, а заявление я подала не подумав, за что прошу меня извинить». Огоньков был немедленно отпущен.

А в заявлении Марианны было написано: «Прошу прекратить уголовное дело в отношении Стрельцова Эдуарда Анатольевича, так как я ему прощаю». Формулировка «я ему прощаю» следствие остановить не могла. Изнасилование относится к числу наиболее тяжких преступлений и примирение сторон тут не играет никакой роли. Странно, что те, кто убедил Марианну простить Стрельцова, не научили ее, как написать заявление правильно.

Кроме того, очень разнились показания участников вечеринки. Марианна, например, показывала, что Стрельцов, несмотря на ее категорический отказ, силой потащил ее в постель, а когда она стала сопротивляться, избил, а после изнacилoвaл. Позднее, впрочем, девушка заявила, что ничего не помнит, поскольку была очень пьяна.

Ирина дала такие показания: «Сидя на террасе я никакого крика не слышала. Войдя в комнату, я сказала Караханову, что со Стрельцовым кто-то лежит на кровати. Мы легли в этой же комнате на полу, и тут я увидела, что Стрельцов с Марианной выполняют пoлoвoй aкт. Уточняю: это было во второй раз, а первый раз я заметила это, будучи на террасе. Тогда я вышла… Я не заметила никакого сопротивления со стороны Марианны...».

Инна, напротив, до того, как уйти с вечеринки, слышала какой-то крик, но не придала ему значения, поскольку видела, что Стрельцов нравится Марианне, и что она ушла с ним добровольно.

Сам Стрельцов уверял, что действительно, пытался добиться от Марианны близости, но, поскольку девушка сопротивлялась, попросту заснул. Выпито было очень много.

И еще одна важная деталь: группа крови (а, стало быть, и спермы) и у Стрельцова, и у хозяина дачи Караханова полностью совпадают. Однако, Караханов прошел по делу лишь как свидетель. А ведь вполне могло быть, что именно он и стал обидчиком Марианны, поскольку в тот же злосчастный вечер пытался изнасиловать и избил Ирину. Напомним: все спали вповалку, в одной комнате, все были пьяны, и не слишком твердо помнили наутро, что же именно было ночью.

Приговор

В той или иной степени пострадали все участники вечеринки. Огоньков с Татушиным были дисквалифицированы на три года, и их спортивная карьера на этом завершилась. Караханов тоже получил взыскание на службе. Однако, главным злодеем этой пьянки с беспорядочными пoлoвыми связями сделали Стрельцова. Он получил 12 лет и пожизненную дисквалификацию.

Споры о том, почему надежда отечественного футбола, да еще накануне чемпионата мира, получил столь суровый приговор, продолжаются по сей день. В ход идут все теории – от откровенно конспирологических, с участием спецслужб, до совершенно абсурдных, вроде мести всемогущей Екатерины Фурсовой за то, что Стрельцов отказался жениться на ее дочери.

Дело, видимо, все же в том, что Стрельцов и впрямь, как писали в одном из фельетонов, заболел «звездной болезнью», и нужно было поставить на место его и других. Всенародный любимец Эдуард Стрельцов как никто иной подходил для показательного процесса в духе «у нас перед законом все равны!».