24/05/17

Откуда на Северном Кавказе в 1990-е появились ваххабиты

Ваххабизм начал распространяться на территории современной России с конца 80-х годов ХХ века. Со временем стало понятно, что для нашей страны это не просто религиозное течение, по-своему трактующее ислам, а еще и политическое движение.

Что такое «ваххабизм»

Основателем этого сравнительно молодого течения в исламе (оно зародилось в XVIII веке) стал арабский теолог Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб. Если вкратце, то ваххабизм не является самостоятельным учением. Это составная часть фундаменталистского религиозно-этического направления суннитского ислама - салафии, возникшего еще в XIV веке. Для ваххабитов есть только один Бог, а для «неверных» неизбежен «джихад» - всех, кто не разделяет верований этих радикальных исламистов, «правоверные», руководствуясь заветами Ваххаба, должны убивать.

По мнению российского религиоведа доктора исторических наук Р. А. Силантьева, современный ваххабизм - это, прежде всего, некая «солянка» идей, основанных на исламе, которая сводится к крайней нетерпимости к иноверцам и инакомыслящим; традиционный мусульманин уживается с представителем иной религии, ваххабит - никогда.

Религия как инструмент к закреплению зоны влияния

В ваххабизме масса отклонений от норм традиционного ислама. Но эта особенность, пожалуй, не сыграла бы для современной России значительной роли, даже с учетом  ситуации с развалом СССР, если бы не она была подкреплена социально-политическими особенностями, сложившимися к тому времени, в частности, на Северном Кавказе.

В конце 80-х-начале 90-х годов ваххабиты начали активно осваивать постсоветское пространство, в особенности Северный Кавказ. Главным образом, эта идеология насаждалась из Саудовской Аравии, где ваххабизм - государственная религия. Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария - в этих регионах ваххабистские течения существуют и сегодня, но они уже не имеют ярко выраженного влияния.

По мнению отечественных религиоведов, ваххабизм появился и начал свое распространение на Северном Кавказе отчасти благодаря религиозному кризису, характерному в период распада СССР как для ислама, так и для христианства (в постсоветском пространстве, в больше степени для православия). Однако это не было единственной и, что самое важное, основополагающей причиной для закрепления этого течения на этой территории.

Как полагают специалисты по изучению внешнеполитических явлений, ваххабизм представители стран, где сильны течения исламского фундаментализма, а также некоторые «наши западные партнеры», хотели использовать как некий «пороховой заряд», который должен был взорвать кавказские республики изнутри. И при этом преследовались цели отнюдь не на самоопределение этих территорий.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что активное участие в обеих Чеченских кампаниях принимали наемники-арабы и другие иностранцы. Российские спецслужбы не скрывают, что это была отнюдь не «дружественная помощь» чеченским «сепаратистам» - по мнению российских контрразведчиков, у определенных исламистских и западных государств существовал стратегический план по отделению территорий Северного Кавказа от России – это регион всегда вызывал интерес и как транспортная артерия, и как кладезь природных ресурсов.

Действия ваххабитов на Северном Кавказе и не только

Документально подтверждено, что арабские, чеченские и дагестанские ваххабиты имеют прямое отношение к организации и проведению вторжения в Дагестан в 1999-м году. Ранее они заявили о себе в крупном боестолкновении в районе ущелья Урыш-Мурды (1995-й год), при уничтожении колонны российского мотострелкового полка. Расследование терактов, потрясших в конце 90-х Москву, Буйнакск и Волгодонск, доказывают прямое участие ваххабитов в организации и проведении данных кровавых акций. Дагестанские селения Карамахи и Чабанмахи в 1998 году также стали известны широкой общественности как оплоты ваххабизма.

… Ваххабиты попали в опалу еще при жизни последнего «президента» Ичкерии Аслана Масхадова - тот своим указом это течение запретил. Но на деле, ни с ваххабитом Хаттабом, ни с другими одиозными «полевыми командирами» он совладать уже не смог. Добивали воинствующих радикальных исламистов уже федеральные вооруженные силы.