13/01/22

Отряд «Накам»: что евреи хотели сделать с немцами в отместку за Холокост

После Второй мировой войны на свободе оказались десятки тысяч выживших после Холокоста евреев – бывших узников гетто и концлагерей. Многие из них почти сразу уехали в Палестину. Однако были и те, кто на полном серьёзе планировал массовое уничтожение немцев в отместку за преступления нацистов.

«Мстители»: начало

Уроженец белорусского городка Ошмяны Абба Ковнер во время войны оказался в Вильнюсском гетто. В отличие от многих молодых евреев он не стал пассивно выжидать, а примкнул к партизанскому отряду, который впоследствии сам и возглавил. Уже в конце 1941 года подпольщики гетто осознавали масштабы нацистского «окончательного решения еврейского вопроса»:

«Гитлер придумал систему уничтожения всех евреев Европы. Нам выпало быть первыми в этой очереди. Мы не должны идти как овцы на заклание! Правда, мы слабы и лишены помощи. Но единственный достойный ответ врагу – сопротивление», — гласил манифест, написанный Ковнером (перевод с идиша Пинхоса Фридберга).

Напомним, что мир убедился в истинности этих слов лишь после того, как увидел кадры из нацистских концлагерей в 1945 году. После освобождения Красной Армией Вильнюса Ковнер с соратниками начали перемещаться по городам Европы, проводя карательные акции против нацистов.

«Око за око»

В конце концов дороги войны привели экс-узников гетто в самое сердце бывшего Третьего Рейха – Нюрнберг. Группа Ковнера к тому времени называла себя «Нокмим» (или «Накам»), что в переводе с иврита означает «Мстители». Известны такие участники этой тайной организации, как Симха Ратайзер-Ротем, Марсель Тобиас, Хаим Ласков, Арье Дистель, Паша Райхман (Ицхак Авидов) и другие. Вчерашние партизаны обсуждали план «всеобъемлющей мести» немецкому народу. По их мнению, подобная акция должна была иметь огромное политическое значение. Ковнер считал, что в отместку за гибель 6 млн евреев должны умереть 6 млн немцев. Примечательно, что, будучи атеистами, они весьма своеобразно трактовали религиозную сторону возможного геноцида:

«Не было никаких сомнений, что мы делаем то, что сделал бы сам Бог, если бы он был», — утверждал Райхман.

Участники «Накама» планировали отравить водопроводы в крупнейших городах Германии – Нюрнберге, Мюнхене, Франкфурте и Гамбурге. Для этого, как они считали, достаточно получить доступ к водоочистным сооружениям. Но для успеха акта также требовалось большое количество яда. Его Абба Ковнер решил достать в Палестине, куда прибыл в конце 1945 года. Есть версия, что изготовить отраву помог химик Эфраим Кацир (будущий президент Израиля). Что за яд собирался использовать Ковнер, точно неизвестно. Однако вещество для убийства 6 млн немцев поместилось всего в двух цистернах, кроме того, Ковнер расфасовал часть яда по тюбикам с зубной пастой, которые вёз в чемодане. До Германии лидер «Накама», впрочем, не добрался – англичане арестовали его в порту французского Тулона. Вполне вероятно, что Ковнера «сдал» кто-то из верхушки палестинских поселенцев, с которыми он вёл переговоры. Цистерны с ядом опасный пассажир успел выбросить в воду.

Яд для эсэсовцев

Поняв, что вожака им не дождаться, «мстители» решили реализовать «план Б». Добыв в Париже мышьяк, Арье Дистель пронёс его в пекарню лагеря под Нюрнбергом, в котором содержались бывшие эсэсовцы. Ночью евреи обрызгали ядом свежевыпеченный хлеб. Несколько сотен заключённых отравилась, но не смертельно – видимо, концентрация мышьяка оказалась слишком слабой. Примечательно, что нюрнбергская прокуратура, расследовавшая дело, не стала выдвигать обвинений «мстителям» ввиду «чрезвычайных обстоятельств». После этого группа «Накам» больше активных действий не предпринимала.

Абба Ковнер, планировавший, вероятно, самое массовое отравление в истории человечества, умер в Израиле в 1987 году, будучи всеми уважаемым писателем и общественным деятелем. В 1961 году Ковнер в качестве свидетеля участвовал в процессе Адольфа Эйхмана., а в 1970 году он получил Государственную премию Израиля. О подробностях несостоявшегося геноцида 1945 года стало известно только в 2008 году благодаря книге историка Дины Порат, главы центра изучения антисемитизма при университете Тель-Авива.