Отто Адам до встречи с Марией Васильевой наверняка не собирался покидать службу в вермахте. Хотя в большинстве изданий советской поры он характеризуется исключительно как ярый антифашист. Как бы то ни было, именно благодаря любви к Васильевой, Адам стал партизаном и сражался против своих бывших сослуживцев наравне с советскими гражданами.
«Неравный» роман
Как указано в издании «Дружба – всего дороже» (издательство «Noĭes Leben», 1967 год), Отто Адам был уроженцем города Лейпцига. Уходя на фронт, Адам оставил дома жену и маленькую дочь. Однако семейное положение не помешало солдату вермахта завести роман с молодой переводчицей Марией Васильевой. В годы оккупации Васильева абсолютно добровольно устроилась на работу в немецкую комендатуру Рыльска. Говорят, родная мать прокляла Марию за то, что она сотрудничала с гитлеровскими захватчиками. Но она даже не знала о том, что Васильева на самом деле трудилась в комендатуре по заданию своих товарищей-партизан.
Возможно, поначалу ничего не знал о тайной жизни переводчицы и Отто Адам. Как вспоминала через много лет мать Марии Васильевой, Елизавета Николаевна, несмотря на 15-летнюю разницу в возрасте, ее дочь и Отто были очень похожи друг на друга, поэтому неудивительно, что они довольно быстро сблизились. Каждый вечер немец провожал Марию до дома. Понятно, что отношения между Васильевой и Адамом не остались незамеченными ни коренными горожанами, ни немецкими «гостями»: за это и те, и другие Марию попросту возненавидели.
Партизан Отто
Неизвестно, в какой момент Мария Васильева открылась Отто Адаму, но вскоре они стали не только парой влюбленных, но и соратниками. Благодаря помощи Адама сведения, которые необходимо было добыть партизанке во время работы в немецкой комендатуре, потекли рекой. Однако долго так продолжаться не могло: вскоре гитлеровцы заподозрили, что в их ряды затесался предатель. Мария Васильева и Отто Адам, понимая, что разоблачение неминуемо, сбежали в партизанский отряд, которым тогда руководил Афанасий Яковлевич Синегубов. Синегубов и разрешил Отто остаться вместе с партизанами.
С этого момента Отто Адам, за голову которого немцы объявили награду в 15 тысяч рейхсмарок, вел партизанскую борьбу наравне со всеми членами партизанского отряда. Чаще всего на задания он ходил вместе с Марией Васильевой. Если верить изданию «Под одним знаменем» (редактор-составитель А. В. Белановский), женщина по фамилии Чихирева рассказывала о том, как однажды Васильева и Адам остановились у нее на ночлег и до утра, не разгибая спин, строчили листовки. В успешном выполнении операций в тылу врага влюбленным помогала военная форма и знание немецкого языка.
Смерть влюбленных
Однако партизанский период в жизни Отто Адама и Марии Васильевой продлился недолго. Как писал в своей книге «Плечом к плечу» Семен Борзунов, в марте 1943 года Адам и Васильева выполняли задание в селе Званном Глушковского района. В лесу их настигли фашисты. Отто отстреливался, пока у него не осталось всего два патрона. Эти последние пули он приберег для себя и для Марии. Так, лежащими рядом, влюбленных и обнаружили партизаны. Впрочем, есть версия, что дочь и ее немецкого жениха обнаружила Елизавета Николаевна Васильева.
Как бы то ни было, похоронили Отто Адама и Марию Васильеву вместе. На курской земле, близ деревни Званное, до сих пор можно увидеть холм с надписью, высеченной на граните: «Здесь похоронены отважные партизаны Маша Васильева и Отто Адам». Мать Васильевой так и осталась жить под Курском и наверняка до конца своих дней жалела о том, что когда-то журила дочь за сотрудничество с оккупантами. Семья и другие родственники Отто Адама, по крайней мере в советские годы, проживали в Демократической Германии.