11/07/16

Что нужно сделать в Петров день

12 июля православные христиане празднуют День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В народной традиции - Петров день. Он знаменует собой окончание Петрова поста и сопряжён со многими народными традициями. Мы решили вспомнить, как следует провести Петров день, о чём не стоит забывать и чего лучше не делать.

Петь солнцу

12 июля Церковь отмечает как день общего мученичества двух апостолов. На большинстве христианских икон апостолов рисуют рядом. В современном христианстве Петр наделяется властью Божьего ключника, который управляет воротами Небесного Царства, или рая, а потому на многих иконах его изображают с ключами в руках.
Петров день является окончанием зеленых Святок и купальских гуляний.
Многие петровские песни начинаются с обращения к солнцу и Богу: «Солнышко! Петрова ночка-невеличка, солнышко...» и «Солнышко! Петрова ночка, где твоя дочка? Солнышко...», «Боже наш! Петрова ночка маленькая, Боже наш...», «Боже наш! На сенокосы медуночка, Боже наш...», «Дай же, Боже, погодоньку на нашу работаньку! Это сено искать, и в стожок сложить, и в клуньку повозить...», «Дай же, Боже, Петра переждать, пойдут мальчики девок искать...». Петров день - день окончания поста, а потому радостные песни не только не запрещены, но и поощряются традицией.

Печь пироги

Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекла, жарила, варила и запасала водку. В праздничной выпивке принимали участие в основном только женатые и старики.
Деревенская молодежь еще с вечера уходила в поле. Там, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко». По народному поверью, солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресения, «играет», то есть переливается разными цветами радуги или скачет по небу вверх-вниз. Обычай караулить солнце берет свое начало с древних времен, когда крестьяне отгоняли от села русалок, которые в Петров день своими злыми шалостями причиняли немало вреда посевам. Встретив солнышко, молодежь заплетала венки на ветках деревьев, в основном на березе.

Есть рыбу

Петров день был особо почитаем среди рыбаков; зачастую его называли "рыбацким" или "ловецким" праздником, "рыболовом". В районах, с развитым рыболовецким промыслом и там, где ловля рыбы существовала как подсобный промысел, 12 июля устраивали крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги "Петру-рыболову на мировую свечу", которую ставили в приходском храме перед образом святого. В этот день рыбацкие деревни считались праздничными и принимали у себя гостей. Старые рыбаки по этому случаю украшали свои костюмы растением "Петров крест". Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы. В Сибири, например, в бассейне реки Ангары считалось обязательным подать к праздничному столу рыбу, выловленную накануне Петрова дня вечером. Из этой рыбы готовили уху - "шербу". В начале застолья один из старших членов семьи провозглашал: "Петры-Павлы! Садитесь, хлеба-соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам щерба" . Среди рыбаков Петров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим традиционно принято было устанавливать новые цены на товар и заключать сделки и договора с торговцами рыбой.

Слушать кукушку и готовить вилы

Петров день является и своеобразным рубежом, разделяющим виды хозяйственной деятельности крестьян. Новый цикл сельскохозяйственных работ включал сенокос, вывоз навоза на поля, подготовку к жатве. Заботы земледельцев в это время были связаны с уборкой урожая, тогда как в период, предшествующий Петрову дню все силы были направлены на рост, сохранение и преумножение урожая. Значение Петрова дня как границы в аграрно-магическом отношении, отразилось в поверье о кукушке. По приметам кукушка перестает куковать не раньше, чем ячмень выколосится, что и происходит по наблюдениям народа в период от Ивана Купалы до Петрова дня. Продолжающееся кукование означает, что ячмень уродится "пустозерным", а год "плохим"; крестьяне говорили, что в этом случае "и сам закукуешь, как кукушка". Традиция требовала, чтобы до Петрова дня были закончены все полевые работы, проводимые обычно в весенне-летний период, переносить их (например, пересадку овощей и цветов) на более позднее время запрещалось. Считалось, что прока в этом не будет. Кроме того, к Петрову дню готовили основные орудия труда, используемые в новом сезоне: грабли, вилы, приспособления для стягивания сена и соломы на возу. Петров день снимал запрет на вкушение плодов, строго соблюдаемый в течение весеннего периода. Например, в Сибири именно с этого времени было принято "брать" землянику.

Сохранять и преумножать потенцию

В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодежи. Молодые люди надевали лучшие костюмы. Им отводилась ведущая роль в обрядово-игровых действиях, в то время как остальное население, как правило, активного участия в нем не принимало, а выступало лишь в качестве наблюдателей. На время праздника снимались некоторые ограничения в отношениях между полами; кардинально изменялось поведение молодежи в целом: оно отличалось от традиционных повседневных норм. В молодежных обрядах четко просматривалась эротическая и свадебная символика. Это позволяет говорить о том, что в период летнего солнцестояния, молодежи, обладавшей, по традиционным представлениям, мощной неизрасходованной энергетикой, соотносимой с природной, приписывалась магическая сила, способствующая сохранению и преумножению жизненной потенции.

Слушать кукушку и готовить вилы

В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих-женских гуляний, что и отразилось в пословице "Женское лето - до Петра, с Петрова дни страдная пора". 12 июля местами еще совершались некоторые ритуальные действия, характерные для периода Семик-Троица: завивание берез, заключительные этапы обрядов крещения и похорон кукушки, кумления. К этому дню приурочивались последние девичьи гадания с использованием зелени. После Петрова дня повсеместно переставали водить хороводы, качаться на качелях. В локальных традициях праздник считался последним днем разгула русалок, в которых видели души умерших девушек.

Угощать народ

До Петрова дня соблюдали запрет на употребление фруктов нового урожая, главным образом яблок. Считалось, что в Петров день святой Петр на небе делит фрукты между умершими детьми. Славяне верили, что в Петров день святой Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками. При этом, если чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишался яблока. Существовал целый ритуал, который соблюдали все женщины, потерявшие своих детей. В Петров день они, прежде чем отведать фруктов, относили их на кладбище, давали нищим, устраивали угощение для соседских детей. В некоторых районах в Петров день совершали коллективное заклание животного и следовало пиршество.