15/06/22

Устаревший головной убор: почему в России отказались от пилотки

Во время Великой Отечественной войны самым распространенным головным убором красноармейцев была пилотка. На большинстве фотографий 1940-х годов советского солдата можно узнать, взглянув на этот элемент военной формы. Однако появилась пилотка несколькими десятилетиями ранее, да и носили ее не только русские.

История возникновения

В европейских армиях головной убор, отдаленно напоминающий пилотку, стали носить в середине XIX века. Согласно одной из версий, прообразом пилотки является кельтский берет с кантом и помпоном. Аналоги пилотки существовали во многих армиях мира: американской, сербской, польской, британской, итальянской и чешской. Только называли их по-другому – «фуражная шапка». У французов и испанцев к основной конструкции головного убора крепилась кисточка. Последние называли такую пилотку «исабелина» и носили в годы Гражданской войны 1936-1939 годов. Цвета передней кисточки и выпушки по краю бортиков пилотки зависели от рода войск. Например, пехотинцы носили красные «фуражные шапки», а егеря – зеленые. Офицерские пилотки шили из более дорогих и качественных тканей. Для них была характерна специальная отделка, отличавшая головной убор от шапок рядового состава. Некоторые пилотки имели завернутые вверх поля, которые при необходимости можно было опустить и прикрыть ими уши. Согласно популярной версии, необычную форму с верхним изломом пилотка приобрела потому, что моряки завязывали головной убор вокруг головы с помощью каната, чтобы его не унес ветер. Другие исследователи военной формы уверены, что причина «оригинального дизайна» пилотки кроется в простой лени: шапку носили сложенной вдвое в кармане или под погоном, а потом надевали, не разглаживая.

«Полётка» и «перелётка»

В российской армии пилотка появилась накануне Первой Мировой войны. В 1913 году головной убор стали носить военные авиаторы и называли его «полеткой» или «перелеткой». Позднее слово видоизменилось до привычной «пилотки». В Красной Армии ношение пилоток было законодательно оформлено в 1919 году; до этого во время Гражданской войны их донашивали бывшие бойцы императорской армии.

Новую жизнь головной убор обрел спустя пятнадцать лет. В 1934 году вышел указ, в котором говорилось о «необходимости улучшения внешнего вида командира». Офицерские пилотки советской армии шились из тканей синего (авиация), серого (мотомеханизированные войска) и «защитного» цветов, украшались цветными кантами и двумя звездами – большой суконной и малой красноармейской. Цвет большой звезды зависел от рода войск. Например, у пограничников она была светло-зелёной, а у внутренних войск — краповой. Интересно, что советская военная форма неоднократно видоизменялась, однако перемены почти не коснулись пилоток. Они отличались лишь тканью и наличием кантов для высшего и рядового состава, хотя любой офицер всегда имел и второй головной убор – фуражку. В конце 1935 года по приказу НКО СССР № 176 вводится пилотка. Она  полагалась всему командно-начальствующему и рядовому составу для комбинированной носки со стальным шлемом и для работы в поле.

Изготавливали головной убор из мериносового сукна на сатиновой подкладке. Пилотка для младшего командно-начальствующего и рядового состава отличалась от более солидного аналога: она шилась из хлопчатобумажной ткани цвета хаки для всех родов войск, исключая авиацию и танкистов, не имела выпушек (за исключением ВВС) и суконной звезды. Рядовой состав носил пилотки без кантов, но с красной звездочкой. После советско-финской войны вышли новые правила, согласно которым пилотки для всех родов войск стали изготавливать только цвета хаки, а на пилотках командно-начальствующего состава отменялись цветные выпушки и суконные звезды. В 1942 году этот головной убор неофициально начали носить и женщины-военные, отказавшиеся от беретов.

Новшества последних лет

После распада СССР и создания Вооруженных сил РФ встал вопрос о новой форме одежды. 23 мая 1994 года был подписан Указ Президента РФ № 1010 «О военной форме и знаках различия по воинским званиям». Однако утверждение описания предметов одежды заняло почти четыре года, и официальное оформление получило только в начале 1998 года. Впервые полагались пилотки женщинам, причем изготавливались они из бежевой ткани. По сравнению с советским периодом «статус» пилотки значительно повысился — она стала предметом одежды исключительно кадровых военных. По новым правилам пилотка для авиаторов должна быть синего цвета, а для всех остальных – цвета хаки. Любопытно, что служащие ВВС носили синие пилотки даже при летней полевой форме одежды, заменяя ими хлопчатобумажные кепи камуфлированной расцветки. Командиры на это обстоятельство закрывали глаза, а сами летчики приводили разные объяснения, суть которых сводилась к одному: «чтобы с пехотой не путали». Лишь с января 2002 года пилотка ВВС потеряла свой синий цвет «в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации и в целях унификации». С этого времени армейские головные уборы выполнены в едином защитном цвете. приобрели единый защитный цвет. В 2018 году российские СМИ поделились информацией о том, что военнослужащим перестанут выдавать головные уборы под названием «пилотка шерстяная». Постановление вносит изменения в нормы снабжения вещевым имуществом военных в мирное время, утвержденные в июне 2006 года. Однако насовсем пилотки не исчезнут: их выдачу прекратили только до 1 июня 2022 года, причем такая мера коснулась и других предметов армейского гардероба. Многие из них вернутся в прежнем виде, но с другими названиями. Например, «шапки-ушанки» станут обычными «шапками», а термин «рубаха» заменят на «фуфайку».