22/04/19

Почему девочке с упаковки шоколада «Аленка» не удалось отсудить 5 млн рублей у кондитерской фабрики

Кто не знает открытого доверчивого взгляда маленькой девочки с обертки шоколада «Аленка»? Данный рисунок — портрет 8-месячной жительницы СССР, Елены Геринас. Когда она уже в зрелом возрасте попыталась отсудить у кондитерской фабрики «Красный Октябрь» 5 млн рублей за использование своего образа, суд ей отказал.

С кого рисовали «Аленку»

Наводя объектив на свою дочь Елену, фотожурналист Александр Геринас не мог и представить, что этот снимок будут узнавать почти все жители страны. Кадр был сделан еще в 1960 году, а спустя 2 года его напечатали на обложке журнала «Здоровье». После этого карточка могла бы навеки затеряться в семейном архиве, если бы не конкурс на лучшую обертку шоколада «Аленка», объявленный фабрикой «Красный Октябрь» в 1965 году.

Новый продукт должен был удовлетворить потребность населения в недорогом плиточном молочном шоколаде. Название шоколадке дали в честь дочери космонавтов Валентины Терешковой и Андрияна Николаева, родившейся в 1964 году. А вот с упаковкой возникли сложности. Художники фабрики разработали множество вариантов, но ни один из портретов девочек не казался руководству достаточно интересным. Отчаявшись, специалисты по дизайну предложили использовать проверенный временем образ «Аленушки» с картины Виктора Васнецова. Но это оказалось затруднительно по юридическим причинам. Зайдя в тупик, фабрика «Красный Октябрь» обратилась к читателям газеты «Вечерняя Москва» с просьбой присылать свои варианты. Тут Александру Геринасу и пригодился фотопортрет дочери. Именно трогательный образ девочки в платке и оказался на упаковке шоколада.

Суд да дело

«Аленка» была узнаваемым и покупаемым товаром. Советский бренд не утратил популярности и после распада СССР, когда жители страны получили возможность сравнить отечественные кондитерские изделия с импортными. Производители «Аленки» не только выдержали конкуренцию, но и существенно расширили ассортимент продукции под этой маркой — не в последнюю очередь благодаря позитивным ассоциациям, которые вызывал портрет девочки.

В 2000 году Елене Геринас пришло в голову, что раз ее облик стимулирует продажи шоколада, пришло время потребовать свою долю. Женщина попыталась добиться от фабрики «Красный Октябрь» компенсации за использование чужого произведения. Поскольку она была наследницей Александра Геринаса, к ней перешли его авторские права. Однако ответ производителей сладостей разочаровал Елену. По их словам, на основе фотопортрета фабричный художник Николай Маслов создал некий «собирательный образ», поэтому Геринас ни на что претендовать не может. Доля правды в этом, разумеется, была. Маслов изменил цвет глаз с карих на голубые, приблизив образ к типажу стереотипной славянской девочки, а также несколько подкорректировал линию бровей и увеличил верхнюю губу. Тем не менее узнать младенческое лицо Елены Геринас можно без труда.

Чтобы добиться справедливости, героиня снимка обратилась в суд с иском о защите авторских прав, потребовав от фабрики «Красный Октябрь» выплатить ей 50 тыс. МРОТ (около 5 млн рублей на тот момент). Кроме того, она просила обязать ответчика заключить с ней лицензионный договор. На одно из судебных заседаний женщина принесла тот самый шелковый платочек, который успел немного выцвести, а также объяснила, почему на снимке он завязан не совсем обычным образом — это было связано с тем, что ее мать левша.

Экспертиза подтвердила, что на фотографии и на портрете, вероятно, изображено одно лицо. Было насчитано целых 18 признаков сходства. Однако эксперт оговорился, что признать полную идентичность невозможно, так как одно из изображений художественное, а другое фотографическое. Разбирательства продолжались целых 2 года, и в конце концов суд принял сторону ответчика.

«В Гражданском кодексе РФ не прописано четко право на собственное лицо, как бы и в чем оно не изображалось. Поэтому суд над “Аленкой” Аленка и проиграла», — отмечал, комментируя этот случай, профессор Московской государственной юридической академии Александр Зинин.