15/03/19

Почему главный пропагандист Третьего Рейха не любил телевидение

Телевидение, впервые испытанное в 1925 году, получило массовое распространение только во второй половине XX века. Однако телеканалы стали появляться ещё в 1930-40-е годы. Гитлеровская Германия – первое государство, в котором началось регулярное вещание по электронной технологии. Нацистское телевидение существовало на протяжении 9 лет.

Первые трансляции

Базировавшийся в Берлине телеканал Deutscher Fernseh-Rundfunk (DFR) в 1934 году стал передавать заранее записанные программы. А в 1936 году он провёл первую прямую трансляцию, показав в режиме реального времени события Берлинской Олимпиады.

Для этого использовалась уникальная телекамера Olympia-Kanone, выпущенная компанией Telefunken. В отличие от других ранних камер, она была пригодна для работы не только в студни, но и на стадионе.

Картинка с Олимпиады транслировалась на три десятка приёмников, установленных в бесплатных «телевизионных залах» на почте в Берлине, Потсдаме и Лейпциге. С их помощью соревнования смогли увидеть и услышать 150 тысяч человек. Примечательно, что чем дальше от механической телеустановки сидели зрители, тем лучше они могли различать изображение – настолько низкое разрешение имели передаваемые кадры.

Телевидение под пятой Геббельса

В системе нацистской пропаганды положение нового СМИ было противоречивым.

В 1935 году ведущий сотрудник геббельсовского Министерства пропаганды Ойген Хадамовски заявил, что телевидение призвано «увековечить образ фюрера в сердце каждого немца».

Как писал впоследствии изобретатель электронной телевизионной трубки Владимир Зворыкин, «немецкое правительство больше других интересовалось развитием телевидения». Встречи с русским инженером искали высокопоставленные чиновники из гитлеровского окружения, однако Зворыкин им отказал. Возможно, с помощью изобретенной им технологии нацисты искали возможность удешевить телеприёмники, которые поначалу стояли лишь в нескольких сотнях домохозяйств в столице Рейха, включая верхушку партии. К 1943 году планировалось сделать «народный телевизор FE1» частью жизни каждой немецкой семьи, однако события Второй Мировой войны помешали этому.

В то же время, сам Геббельс телевидение невзлюбил – его шокировало собственное изображение, поскольку телеэкраны преувеличили физические недостатки низкорослого и хромоногого функционера НСДАП.

Сетка вещания

По техническим причинам передачи DFR записывались только на киноплёнку. Благодаря этому мы очень хорошо представляем, что видели на экранах немецкие зрители предвоенной и военной эпохи.

Каждый эфир начинался с приветствия «Хайль Гитлер». Много места занимала политическая хроника. Однако она сильно отличалась от той, которую показывали в кинотеатрах, поскольку кадры передавались практически без обработки. Операторы снимали Гитлера в «живой» обстановке, показывая, например, как он садится в автомобиль. Было немало передач ура-патриотической тематики. В прямом эфире показывались новости и репортажи с мероприятий. Была реклама, в том числе и социальная. Например, в одной из программ улыбающаяся белокурая девушка, сияя, рассказывала о национал-социалистической организации «Сила через радость», которая занималась организацией досуга простых рабочих, турпоездками и культурными мероприятиями.

Однако, как пишет исследователь Елена Кормилицына, работавшие в телевизионной студии бывшие почтальоны и вчерашние радиокомментаторы не всегда успешно справлялись с «серьёзными темами».

С годами содержание телеэфира сместилось в сторону развлекательных жанров. Особенно много песен, танцев и отрывков из кинофильмов стало, когда ситуация на Восточном фронте ухудшилась. Как ни странно, это не вызывало раздражения. Подобная сетка как нельзя лучше подходила, например, для раненых солдат, смотревших телевизор в госпиталях. Именно этих зрителей можно называть первыми настоящими поклонниками немецкого телевидения в XX веке.

Deutscher Fernseh-Rundfunk прекратил вещание в 1943-м или, по другим данным, в 1944-м году, когда бомбы союзников разрушили Берлинский телецентр.