20/03/20
Фото: U.S. Army

Почему китайцы подозревают, что коронавирус к ним мог попасть из США

Почти все самые страшные вирусы последнего столетия зародились в Китае. Из Поднебесной по разным уголкам планеты расползлись "азиатский", "гонконгский", птичий и свиной грипп, атипичная пневмония. Оттуда же, по некоторым данным, пришла «испанка». Вспышка коронавирусной инфекции нового типа SARS-CoV-2 тоже случилась в китайском городе Ухань, и практически никто не сомневался, что Китай стал родиной очередной инфекции. Однако некоторые официальные лица в Пекине отстаивают другую точку зрения.

Происхождение слухов

Слухи об искусственном происхождении вируса появились в СМИ с самого начала эпидемии COVID-2019. Первоисточником таких сообщений, по всей видимости, стал израильский специалист по безопасности Дени Шохам, который обвинил Китай в разработке биологического оружия в уханьском Институте вирусологии. По его мнению, в лаборатории, имеющей высший уровень BSL-4, произошла утечка «боевой инфекции», которая и привела к вспышке заболевания. Никаких подтверждений своей гипотезы он не привёл, но журналисты охотно растиражировали его заявление в интервью Washington Times.

Затем в газетах начала циркулировать «канадская версия» происхождения коронавируса. В её основу легло загадочное увольнение из лаборатории в Виннипеге китайской исследовательницы Цю Сяньго и последовавшая за этим передача из данного центра образцов вируса в КНР.

Однако Пекин подобные домыслы всячески отвергал. В феврале посол Китая в США Цуй Тянькай назвал их «абсолютным бредом». Но при этом допустил неоднозначную ремарку: «Кто-то говорит, что этот вирус произошёл из военной лаборатории, но не в Китае, а может, в Соединенных Штатах».

Уже в марте китайские политики стали более определённо высказываться по поводу возможной роли США в возникновении коронавируса. Официальный представитель МИД Китая Чжао Лицзянь 12 марта написал в Twitter, что завезти коронавирус в Ухань могли американские солдаты во время Всемирных военных игр, которые в октябре 2019 года прошли как раз в провинции Хубэй, откуда и распространилась эпидемия.

Позднее коллегу поддержал другой представитель китайского МИД Гэн Шуан, который обвинил США в нападках на КНР. Вместе с тем он подчеркнул, что «на самом деле у международного сообщества и в самих США имеются разные взгляды на источник вируса».

В заочный спор дипломатов вступили и СМИ. Подконтрольная китайскому правительству англоязычная газета Global Times 15 марта опубликовала статью, в которой рассказала о якобы размещённой на сайте Белого дома петиции с требованием от американских властей обнародовать информацию о военном исследовательском центре, где ведётся изучение инфекционных заболеваний. Журналисты указывают, что китайские пользователи Интернета и эксперты хотят знать, связана ли лаборатория в Форт Детрик со вспышкой коронавируса.

Три причины

Напор, с которым китайские власти, в том числе и неофициально, пытаются представить США источником появления инфекции или по крайней мере уменьшить в данном вопросе ассоциации с Поднебесной, становится всё ощутимее. Причем вряд ли официальный Пекин всерьёз верит в искусственную природу COVID-19. Тот же Гэн Шуан, обрушиваясь с критикой на Вашингтон, отмечал: «Я же всегда говорил, что с точки зрения Китая это сугубо научный вопрос, который требует научного и профессионального подхода».

Дипломаты разных уровней пытаются убедить мировую общественность в том, что хоть коронавирус и был обнаружен в Ухани, это не означает то, что он там зародился. Делается это в первую очередь для того, чтобы как минимум разделить, а лучше переложить вину за появление инфекции на другие страны. Например, по данным портала Axios, китайская дипмиссия в Австралии даже разослала журналистам местных СМИ письма, в которых упрекала их в намеренном политизировании темы COVID-19 и призывала не писать о его якобы китайском происхождении. Также, пишет News.ru, китайские послы, говоря о SARS-CoV-2, стали использовать термины «японский», «итальянский» или «корейский вирус».

Помимо всего, с помощью запущенной информационной кампании Пекин, очевидно, хочет отвлечь внимание от того факта, что реагировать на эпидемию он начал не сразу. За промедление пришлось заплатить высокую цену, так как оно не позволило остальным странам подготовиться к вспышке должным образом. И, кстати, оно может помешать Китаю в будущем предстать триумфатором в борьбе с коронавирусом. Огромная густонаселённая страна в кротчайшие сроки смогла справиться с заразой, пускай и посредством авторитарных мер. Но такая победа получит одобрение, только если будет доказано, что в происходящем на Западе нет вины Поднебесной.

Наконец, если Китай будет и дальше считаться источником коронавируса, то это серьёзно ударит по руководству страны и её лидеру Си Цзиньпину. Политик, в 2018 году добившийся снятия ограничений на число сроков на посту лидера государства, рискует просто не переизбраться в 2023 году на третий период правления.

Конкуренция внутри китайской элиты сегодня возрастает, и особый вес приобретает группа, выступающая за более тесное сотрудничество с США. Её победа на предстоящем съезде Коммунистической партии Китая будет означать кардинальный пересмотр предыдущего курса, отчего сторонники Си Цзиньпина всячески стараются этого не допустить. При таком раскладе возможность переложить вину за распространение COVID-19 на Вашингтон – едва ли не подарок, но при условии, конечно, что попытка окажется успешной.