30/12/21

Почему красноармейцы не могли уничтожить немецкие танки гранатами

Во многих фильмах про войну есть эпизоды, когда боец выбегает навстречу танку и кидает в него гранату. Граната взрывается, танк горит (часто совсем не с той стороны, куда граната попала), экипаж спешно покидается горящую машину. Иногда второй гранатой и следующий танк подрывают.

Но в реальной обстановке уничтожить танк гранатой очень сложно. Применение противотанковых гранат требует особого умения и подготовки. Это противопехотной гранатой, чтобы уничтожить противника, совершенно не обязательно попадать точно в его лоб. Достаточно чтобы граната взорвалась в паре метров.
Чтобы поразить танк гранатой, главная трудность в том, чтобы её вообще бросить. Особенно это касалось первой половины Великой Отечественной, когда специальные противотанковые гранаты РПГ-40 весили 1,2 кг, а РПГ-41 вообще 2 кг. Хотя и утверждается, что её бросали на 20 м, но такое под силу разве что легкоатлету. Тем более, что надо было не просто добросить до танка, а определенным образом попасть. Инструкция требовала забросить гранату на верхний лист корпуса, чтобы она как можно более плотно легла на броню. Сделать такой бросок по движущейся машине не просто, а малейшая ошибка приведет к тому, что граната отскочит и взорвется на некотором расстоянии. В этом случае эффективность снижается, чуть ли не в разы. Потому кидали чаще под гусеницы, с надеждой, что их разорвет или хотя бы сорвёт с катков. Как граната взрывалась рассказов не много, потому что, увы, чаще рассказывать было некому.

Это ведь только в кино, чаще всего боец сражается с танком один на один, а всего остального как бы и нет. В суровой реальности, танки редко оказывались без сопровождения пехоты, и вероятность подобраться к танку метров на 10-15 незаметным для пехотинцев, крайне мала. Даже если ползти, то для броска все равно надо подниматься: лежа такую гранату бросить крайне сложно. Это в дополнении к тому, что у самого танка есть пулеметы, и экипаж очень неохотно подпускает к себе близко противника.

Наконец, при взрыве такой гранаты, ударная волна и осколки поражают все радиусе около 20 м. Так что, подбить танк может и не получиться, а вот самого себя — шансы очень велики.

В начале войны противотанковые гранаты отличались от противопехотных только массой, в них просто было больше взрывчатого вещества. Чем больше взрывчатки, тем больше шансов подбить танк, но тем и тяжелее граната, а стало быть, труднее её бросать. Эффективность таких гранат была очень низкой и опасно только для легких танков с тонкой броней. Потому при отсутствии противотанковых гранат их заменяли связкой обычных. Штуки три четыре связывали чем-нибудь и вперед. Правда, конструкция ещё более тяжелая с учетом того, что одна граната весит 600-700 г.

С использованием гранат первых лет войны, танки подбить было практически невозможно, в лучшем случае повреждали гусеницы. Но танк при этом всего лишь останавливался, пушка и пулеметы продолжали стрелять. Порванную гусеницу можно было починить даже силами экипажа, а уж через день такой танк точно снова был в строю.

Ситуация существенно изменилась с появлением кумулятивных боеприпасов. Их ещё называют бронепрожигающими, так как при взрыве струя раскаленных газов (кумулятивная струя) буквально прожигает броню и уничтожает все внутри. Советская граната, РПГ-43 могла пробить броню до 70 мм, а более совершенная РПГ-6 даже 100 мм.

Однако бросать кумулятивную гранату тоже сложно. Масса у нее 1.1-1.2 кг, но самое важно — это правильно попасть. Чтобы «прожечь» броню, направление кумулятивной струи должно быть строго определенным, в идеале перпендикулярно броне. В случае с артиллерийским снарядом это получить легко. У него направление кумулятивной струи совпадает с направлением полета. Чтобы ручная кумулятивная граната правильно летела, в её рукоятке расположено направляющее устройство в виде небольшого парашюта. Это помогает правильному броску, но и сильно тормозит, что уменьшает дальность. А бросить так, чтобы граната в воздухе не начала кувыркаться, всё равно очень сложно.

Инструкции и наставления предусматривали использование противотанковых гранат из окопа, и желательно пропустив танк через сам окоп, чтобы поражать его сзади, в моторное отделение. Там и броня тоньше, и бензобаки рядом. Но немецкие танки в реальности обычно не утюжили окопы гусеницами. Чаще всего занявшего оборону противника сначала обрабатывала артиллерия, а то и авиация, затем уже миномёты. А когда пехота оказывалась от окопов на расстоянии метров тридцать, то забрасывала их ручными гранатами. Так что дождаться пока танк приблизиться к окопу метров на пять (из окопа на большее расстояние килограммовую гранату не кинуть), а тем более, пропустить его через себя, удавалось тоже не каждому.