14/09/23

Исламский туалетный этикет: почему мусульмане считают туалетную бумагу негигиеничной

Исламские обычаи сильно отличаются от принятых в христианском мире. Это касается и такой деликатной темы, как туалетный этикет. Природно-климатические условия и религиозные заповеди имеют здесь определяющее значение.

Не оскверни

Для правоверного мусульманина тема скверны играет крайне важную роль и не только в символах его веры, но и в повседневной жизни. Согласно священным писаниям ислама, любые нечистоты не могут касаться руки, любой части тела и даже одежды верующего человека, иначе он осквернит себя и Всевышнего. В понятие скверны входит все, что относится к продуктам жизнедеятельности человека: рвота, экскременты, моча, сперма, кровь, слюна. Особое внимание верующий должен уделять туалету.
Ислам распространился в странах с жарким климатом, благоприятствующим гниению и распространению всевозможной заразы. Поэтому процедура подмывания после акта дефекации имела крайне важное гигиеническое значение. Однако житель какой-нибудь ближневосточной или североафриканской страны чаще всего мог пользоваться только тем, что было под рукой – это ткань и камни, но если позволяли условия, то он прибегал к помощи воды, коры, листьев или травы.
Многие уверены, что туалетная бумага считается запрещенной в исламском мире, но это не совсем так. Долгое время мусульмане не знали, что такое туалетная бумага, поэтому с ее появлением не спешили использовать новое средство гигиены. Вот и сейчас во многих исламских странах если есть доступ к воде, то в предпочтении процедура подмывания. Кроме того, вода гораздо лучше, чем любая бумага справляется с функцией очищения тела.
Главным источником всех предписаний и рекомендаций исламского туалетного этикета являются предания о словах и деяниях Пророка Мухаммеда – хадисы, записанные со слов Пророка его ближайшими соратниками. Этой деликатной теме в них уделено немало внимания. По сути в хадисах содержится свод правил, регламентирующих во всех подробностях детали туалетного этикета. Перечислим самые основные.
Перед туалетом обязательно читается молитва. Заходить в уборную разрешается только с левой ноги, а выходить с правой. В исламе левая нога, как и левая рука считается нечистой. А вот в мечеть наоборот входят с правой ноги, а выходят с левой. Причина этого состоит в том, что так делал Пророк Мухаммед, которого мусульмане во всем считают примером. Перед посещением туалета необходимо надеть обувь и обнажить голову (мужчинам).
Если естественные отправления тела осуществляются в пустыне, то священные тексты рекомендуют уйти подальше от взора людей и прикрыться всем, что можно найти. Обязательное условие – не обнажать гениталии до того, как получится надежно укрыться. Кроме того, во время справления нужды не разрешается трогать гениталии.
Нельзя мочиться в стоячую воду и под фруктовые деревья. Первое объясняется санитарными соображениями, второе – тем, что плоды дерева будет таким образом осквернены. Также при мочеиспускании рекомендуют избегать твердой земли и встречного ветра, чтобы не быть забрызганным каплями мочи. Именно поэтому практически все мусульмане опорожняются сидя. Это также объясняется словами второго праведного халифа Умара ибн Хаттаба: «Пророк застал меня за этим и запретил мочиться стоя».
Перед окончанием мочеиспускания дается совет хорошо покашлять, чтобы вышли последние капли мочи. Многие мусульмане при отправлении нужды подкатывают штанины, чтобы сохранить их чистоту.
Под запретом любые разговоры в уборной. Какие бы вопросы не задавали – следует молчать, за исключением чрезвычайных ситуаций. Запрет на разговоры объясняет хадис от Муслима, в котором сказано, что, когда некий мужчина проходил мимо справляющего нужду Пророка Мухаммеда и поприветствовал его, Пророк ему не ответил.

Традиции и современность

В туалет с собой строго настрого запрещено брать Коран и любые другие священные книги. Нельзя проносить любой другой предмет, на котором записано имя Аллаха. Если нет возможности оставить вещь снаружи, то исламские богословы рекомендуют чем-нибудь прикрыть надпись на период времени, пока мусульманин находится в туалете.
Туалеты в мусульманских странах строятся так, чтобы посетитель при справлении нужды не поворачивался в сторону священной для мусульман Мекки задом или передом. Правда многие считают, что если туалет находится в другом помещении, то тогда это правило не действует. Если туалет представляет собой отдельное здание, то оно должно быть удалено от других построек и многолюдных мест.
В традиционных для ислама туалетах обязательно должен стоять кувшин для воды, который в Иране называется «афтара», а в странах Центральной Азии, Башкирии и Татарстане – «кумган». Обычно такие сосуды изготавливаются из керамики, железа или глины. Их могут заменять обычные ведра, снабженные ковшиком.
Однако в крупных городах в современных жилых домах, офисах, административных зданиях, торговых центрах, аэропортах вместо кувшина используется шланг или специальный кран, которые подведены к водопроводу. Интересно, что в некоторых странах есть места, где унитаз расположен на одном уровне с умывальником для удобства гигиенических процедур.
Согласно предписаниям Корана, очищающие движения должны совершаться левой рукой не менее трех раз и только после этого можно было совершать омовение половых органов и ануса. После этого мусульманин должен тщательно вымыть руки и, выходя из уборной, произнести: «Аллах, прости меня». Халатное отношение к очищению от нечистот и скверны считается в исламе грехом и богомерзким поступком. В хадисе от Абу Хурайры говорится, что из-за несоблюдения туалетного этикета верующие после смерти подвергнутся мучениям.
Мусульманский туалет в своем традиционном виде сохранился только в сельской местности стран, исповедующих ислам. Он выглядит как небольшой сарай с покрытой досками глубокой ямой и небольшой щелью для испражнений: справа от входа стоит кувшин с водой, в слева короб с камешками. На постсоветском пространстве подобные туалеты, например, можно встретить в той части Ташкента, которая не пострадала от разрушительного землетрясения 1966 года.
Вследствие специфических условий проживания бывали случаи, когда установка туалета в традиционном понимании не представлялась возможной и тогда прибегали к разного рода ухищрениям. Так, в Бухарском оазисе (территория современного Узбекистана) грунтовые воды текли так близко к поверхности, что туалет приходилось сооружать на искусственном холме или другом возвышении. Внизу выкапывалась яма, куда ставились большие глиняные сосуды – хумы, которые очищались по мере их наполнения нечистотами. Чем не прообраз современного биотуалета.
Средневековые арабские хронисты и путешественники отмечали, что из-за таких отхожих мест в жаркое время постоянно стоял весьма характерный запах, который доходил даже до Бухары.
В некоторых районах проблему избавления от нечистот решали еще более радикальным способом. Так, в провинции Систан в Афганистане, известную своими заболоченными участками со множеством проток и ручейков, местные жители проделывали дыру в основании стены дома, откуда экскременты палочкой проталкивались на улицу – в канал с текущей водой.
Нужно заметить, что в наше время подавляющее большинство туалетов в развитых странах арабского Востока, таких как Катар или Арабские Эмираты, ничем не отличаются от туалетов западных государств. Они все подключены к канализационной системе и зачастую вместо шлангов имеют биде европейского образца. И местные жители так же, как и европейцы могут пользоваться туалетной бумагой.