11/03/21

Почему при Брежневе запретили карикатуры президентов США

Карикатуры из «Крокодила» на вождей Третьего Рейха заслуженно считаются классикой, но вряд ли кто вспомнит похожие советские изображения американских президентов эпохи Холодной войны. Причина проста: отечественным художникам официально было запрещено высмеивать лидеров стран НАТО и других государств.

«Мы имеем право изображать врага карикатурно»

В 1920-30-х годах карикатуры на зарубежных политиков появлялись в советской прессе регулярно. Право художников потешаться, к примеру, над британским премьер-министром Джеймсом Макдональдом «теоретически обосновывал» Анатолий Луначарский:

«...Мы имеем право изображать врага карикатурно, – заявлял нарком просвещения. – Ведь никто не удивляется, когда Ефимов или кто-либо другой из карикатуристов ставит Макдональда в самые неожиданные положения, в которых тот в действительности никогда не был. Мы очень хорошо знаем, что это большая правда, чем лучшая фотография Макдональда, потому что этим искусственным положением, неправдоподобным положением карикатура выясняет внутреннюю правду ярче и острее, чем какой бы то ни было другой приём».

Чем более обострялась международная обстановка, тем более едкими становились советские «внешнеполитические» карикатуры. Расцвет этого жанра пришёлся на годы Великой Отечественной войны. Из-под карандаша отечественных карикатуристов выходили многочисленные рисунки, героями которых были «четыре Г»: Гитлер, Геринг, Геббельс и Гиммлер.

Примечательно, однако, что эти работы предназначались для пассивного восприятия, но не для копирования. Как вспоминал правозащитник Марк Поповский, когда он в юные годы перерисовал из «Правды» изображение Гитлера с топором, у него изъяли тетрадь, а переполошившиеся учителя со страхом допрашивали школьника, кто научил его «таким рисункам».

Карикатуры Холодной войны

Когда после войны «железный занавес» разделил Европу пополам, «образ врага» в советских журналах трансформировался. Противниками стали вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции. Как утверждает автор книги «Социология политического юмора» Анатолий Дмитриев, советские карикатуристы изображали «Черчилля, Трумэна, Брэдли, Эйзенхауэра, Этли и других». Однажды в журнале «Крокодил» было напечатано изображение канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, за спиной которого вставала тень Гитлера.

Наряду с этим в послевоенные годы появилась тенденция к обезличиванию политической карикатуры. В период политики «разрядки» шаржированные изображения лидеров зарубежных стран и вовсе попали под запрет. В брошюре Главлита «Перечень сведений, запрещённых к опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению» (1978 год), упомянут следующий пункт: «Карикатуры, фельетоны и другие материалы, содержащие выпады против глав правительств и глав государств зарубежных стран».

Данная строка не случайно появилась в разделе, посвящённом внешней политике. Советские органы относились к политическим карикатурам весьма серьёзно. Например, сотрудник Международного отдела ЦК КПСС Анатолий Черняев, затрагивая в дневнике тему сложных взаимоотношений с британскими левыми в 1973 году, упомянул обидную для СССР карикатуру в социалистическом журнале Tribune: «Никсон и Брежнев обнимаются, а в ногах у них путается маленький Маркс, стараясь привлечь внимание к «Капиталу», который он держит в руках».

Кремль стремился не провоцировать западную прессу на антисоветские выпады. Однако изменения в «карикатурной политике» требовалось как-то объяснить читателю. В одном из номеров «Крокодила» появилась такая подпись: «Из уважения к президенту (США) мы его не нарисовали». Откуда взялось «уважение», не уточнялось.

Вероятно, именно запрет на изображение политиков имел в виду художник Борис Ефимов, когда спросил у Брежнева, не станут ли карикатуристы безработными. Генсек поспешил заверить заслуженного мастера, что до этого «ой как далеко».

«Представлять» Америку в советских карикатурах стал Дядя Сэм. Вернулись художники и к подзабытому образу «буржуя-капиталиста». Ещё один символ вражеского лагеря – бравый вояка-генерал из Пентагона, разжигающий войну под видом мирных инициатив.

Однако были и исключения из правил. Откровенные «фашисты» вроде чилийского генерала Пиночета по-прежнему изображались узнаваемыми. А однажды в период конфронтации с Китаем «Литературная газета» поместила на своих страницах карикатуру на Мао Цзэдуна. Однако больше такие случаи не повторялись.