26/09/16

Почему русские любят кулачный бой

Почему русские любили кулачные бои? Чтобы почувствовать плотность и юдоль этого мира, не раствориться в суете комфорта, не увязнуть в неге беcконфликтной повседневности.

Когда русскому слишком хорошо, это означает, что дела его плохи. Он принял «на грудь» успокоительное дольнего мира, и стал забывать о мире горнем, о Царствии Небесном. И здесь важно вырвать себя из «миролюбивого», потребительского болота и пойти на пустырь. Биться! Только так можно почувствовать «преходящую плотность» этой реальности. Добро должно быть с кулаками!

Кулачные бои веками оставались на Руси популярнейшей зимней забавой и устраивались как в период от Рождества до Крещения, так и на Масленицу. Что же отличало эти «удалые сходки» от обычной драки, кроме запрета на применение оружия?

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил. Они гласили: «не бить лежачего», «не биться по увечному», «мазку не бить» (то есть заканчивать бой после появления крови), «биться лицом к лицу». Участники боя всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины – «сильные бойцы». Таким образом, соблюдалось определенное равенство сил.


К боям готовились загодя, за пару недель: выбирали место, обычно гладкое, ровное, хорошо утрамбованное пространство, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Мужики и парни парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали бойцу силу и смелость. Команды составлялись по социально-территориальной принадлежности. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного большого села, монастырские крестьяне с помещичьими и даже два городских района (как в Великом Новгороде).


Кулачные бои могли проходить или на кулаках или на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Иное оружие применять было нельзя. Бойцы вместо современного допинга зачастую использовали довольно сомнительные средства увеличения удали и силы. Например, в одном из русских старинных лечебников давался такой совет: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте». Существовало особое снаряжение для боя: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, смягчавшие удар.


Бой на кулаках проводился в двух вариантах: «стенка на стенку», и «сцеплялка – свалка». При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давление «стенки» противника. Не обходилось и без тактических приемов: бойцы держали строй, атаковали клином, отступали в засаду. Бой кончался прорывом стенки противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII века. При варианте «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим.


Бой начинался с прохода главных бойцов. На поле парни становились двумя стенками друг против друга, слегка задирая «врага» и подбадривая себя выкриками. В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался крик атамана, за ним рев, свист, крик: «даешь боя» и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце. Наблюдавшие за кулачным боем старики выполняли роль судей и давали советы не вступившим пока еще в бой. Бой завершался бегством противника с поля и общим празднеством бойцов.


Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков. Подробное описание битв «добрых молодцов-кулашных бойцов» приводят многие иностранцы, побывавшие в Московии XVI-XVII века. Фактически, для русских это был настоящий национальный спорт, подобный английскому боксу.


Кулачный бой крепостных Г.Г. Орлова. Из сочинения Уильяма Кокса. 1780-е гг.

2


Мы отправились в манеж, где уже застали толпу из трехсот крестьян. Они разделились при нас на две партии, из них каждая выбрала себе распорядителя, который называл бойцов и ставил их друг против друга. В бою участвовало всегда не более одной пары. На руках бойцов были рукавицы из такой жесткой кожи, что они с трудом сжимали кулак: многие били прямо ладонью. Бойцы выдвигали вперед левую сторону тела и, размахивая правой рукой, которую держали несколько наотлет, левой отбивались от противника. Они никогда не наносили ударов прямо, а большею частью кругообразно и били только в лицо и голову...


Если которому нибудь бойцу удавалось повалить своего противника на землю, то его немедленно провозглашали победителем; затем выступала другая пара. Мы видели до двадцати подобных свалок. Некоторые из бойцов отличались большой силой; но они не могли сделать особенного вреда, благодаря самому способу драки; здесь не бывает тех переломов и ушибов, какими часто сопровождаются кулачные бои в Англии. Обе партии принимали живое участие в успехе своих бойцов и несколько раз порывались вступиться за них, но гр. Орлов при малейшем поползновении к спору или драке останавливал их ласковым словом или жестом. Гр. Орлов хотел было удалиться и этим положить конец зрелищу, но участники боя стали униженно просить его еще некоторое время удостоить их своим присутствием. Получив согласие, они поклонились графу до земли и казались такими довольными, как будто им оказана была величайшая милость...