Развитие огнестрельного оружия изменило не только тактику ведения войны, но и внешний вид солдат. С приходом на поле боя пулемёта большие массивы пехоты в цветастых камзолах навсегда стали частью истории. Им на смену пришло облачение цвета хаки, а выражение «идти в атаку» перестало пониматься буквально – отныне до врага не считалось зазорным добираться ползком – по-пластунски, используя особенности рельефа местности, или бегом, стараясь застать врасплох. Всё это позволяло снизить потери во время пулемётных очередей.
Цвет войны
На универсальный цвет хаки в начале Первой мировой войны перешли не все. Во Франции решили не расставаться с красивыми красными форменными брюками, что в итоге и привело к внушительным потерям на фронте. А вот шотландские солдаты в составе британской армии спокойно восприняли необходимость сменить свои клетчатые килты на брюки маскировочного цвета. Они также достойно отнеслись к информации о том, что отныне на поле боя не место разноцветной форме, медвежьим шапкам и плюмажам. Данные атрибуты в начале прошлого столетия остались незаменимыми элементами парадной формы. В наши дни шотландские военные в таком облачении устраивают красочные шествия под волынки и барабаны по улицам британских городов.
Во Второй мировой войне килт использовался лишь однажды (о других случаях, если они и были, данные не сохранились). Во время высадки в Нормандии личный волынщик командира шотландских коммандос Саймона Фрэйзера Билл Миллин, выполняя приказ играть на волынке шотландские боевые мелодии, надел килт клановой расцветки.
В 1944 году даже швейцарская гвардия римского папы, противостоя гитлеровцам, пытающимся войти в Ватикан, была одета в хаки. Ради спасения жизней про красочные мундиры они забыли.
Один в поле воин
Значительно изменилась и тактика. Плотное построение и приближение к неприятелю в полный рост стали использовать как тактико-психологический приём, известный в русском языке под названием «психическая атака» (японцы называли его «банзай-атакой»). Яркий пример, это подтверждающий, – атака каппелевцев в фильме «Чапаев».
В обороне стали применять окопы, а если окопаться было нельзя, то бойцы просто залегали, ожидая приближение противника. Изменилось понятие воинской доблести. Военные должны были удержать или взять рубеж, неся при этом минимальные потери, маскируясь и используя военную хитрость.