13/08/19
Кадр из фильма

Почему современные воры в законе перестали использовать «феню»

Специалисты по этимологии воровского диалекта разделились во мнениях по вопросу происхождения «блатной музыки». Сторонники знаменитого русского языковеда Владимира Даля полагают, что ее возникновению отечественная криминальная субкультура обязана офеням (древнерусским коробейникам). Также есть гипотеза о еврейских корнях фени.

Тем не менее, у большинства современных экспертов в области «феневедения» схожие представления о том, отчего сегодня сленг профессиональных преступников утратил прежнюю значимость и уже не так часто используется ворами в законе, для которых знание фени и виртуозное владение ею некогда являлись непременными атрибутами их воровской масти.

Виталий Лозовский: «Она растворилась в повседневности»

Известный российский исследователь отечественной криминальной субкультуры, автор книги «Как выжить и провести время с пользой в тюрьме» Виталий Лозовский, посетивший при сборе материала для своей работы на постсоветском пространстве десятки мест лишения свободы и пообщавшийся со многими воровскими авторитетами, полагает, что сегодня феня «ушла в тень»: она проникла в повседневный язык благодаря многочисленным фильмам, книгам, работам лингвистов и правоохранителей, «растворившись» в новоязе и «обогатив» тем самым лексику 90-х и нулевых. Вследствие этого, если сравнивать с временами ГУЛАга и трех последующих десятилетий, значимость фени в преступной среде снизилась. Издание «Коммерсант» приводит пример «ассимиляции» воровского термина «липа» в общеупотребительной лексике, отчасти доказывающий, что процесс подобного «вживления» фени в нетабуированный словарный состав речи идет уже давно и доля правды в версии о происхождении арго от языка офень есть. Офени нередко пытались всучить покупателям поддельные иконы, написанные на липовых досках, тогда как подлинные иконописные работы выполнялись на дереве ценных пород. Отсюда и термин «липа», «липовый» (фальшивый, ненастоящий).

Кроме того, воровское движение, по мнению Лозовского, со временем трансформировалось как таковое, и в связи с этим влияние арго на формирование отечественной криминальной субкультуры существенно изменилось. Вдобавок Лозовский полагает, что для представителя воровского мира «ботать по фене» перед потенциальной жертвой означает раскрыть себя, чем профессионал теперь просто не станет заниматься.

Законник: «Авторитет должен изъясняться языком, понятным для всех»

Издание «Московская правда» приводит точку зрения на этот вопрос некоего анонимного столичного воровского авторитета (его имя не называется). Собеседник «МП» говорит, что феня для вора в законе не обязательна – он должен беседовать с любым человеком на понятном обоим языке, иначе сфера влияния преступного авторитета сильно сужается: вор в законе обязан уметь проводить свою линию в любое время и в какой бы то ни было обстановке, приспосабливаясь к современности.

Эксперт «Московской правды» убежден: феня в свое время была необходима для самоутверждения преступных авторитетов в узкой криминальной среде, а в современном мире для развития вора в законе пребывания в этой «скорлупе» недостаточно, поэтому воровское арго постепенно «вырождается до языка шпаны и лохов». Законник-информатор «МП» полагает, что феню «надо оставить истории» – как неотъемлемая составляющая криминальной субкультуры она свое отжила.

Филолог Сергей Федяев: «Арготизмы уже не тайна»

По словам кандидата филологических наук Сергея Федяева, ссылающегося на свою практику и научные исследования в данной области, потеря актуальности арго для воровских авторитетов связана с тем, что каждое двадцатилетие меняется пласт языка – те словоформы (арготизмы), которые некогда употреблялись сравнительно узкой категорией людей, «идут в народ», теряя свою вербальную «сакральность». Федяев приводит простой пример с жаргонизмом «беспредел», еще в 70-е годы чисто воровским термином, теперь широко употребляемым всеми – от провинциальных журналистов до президента страны. Филолог называет процесс «ассимиляции» фени в повседневную лексику общеязыковой тенденцией.

Адвокат Валерий Карышев: «Блатной язык адаптируется к гражданскому»

Российский адвокат по уголовным делам и писатель, автор книги «Русская мафия 1991-2014. Новейшая история бандитской России», Валерий Карышев, в своей практике защищавший в том числе и воров в законе, также пишет по поводу снижения популярности фени среди законников, объясняя этот феномен адаптацией блатного арго к гражданской жизни. По словам Карышева, воры в законе общаются на фене в МЛС, а по выходе из тюрьмы (колонии), по наблюдениям адвоката, нечасто употребляют подобные словечки.

Карышев говорит, что адаптация арго к гражданской лексике, в свою очередь, приводит к тому, что на фене начинают «ботать» депутаты, госчиновники, телеведущие и артисты кино – к примеру, такие некогда сугубо воровские термины как «наезд», «разборка» сегодня можно услышать из телесюжетов или кинокартин едва ли не ежедневно.