22/09/21

Почему Сталин отправил подписывать капитуляцию Японии генерала Деревянко

В нашей стране главным праздником считается День Победы. Значение и величие этой даты перекрывает другой, не менее важный момент новейшей истории – завершение Второй мировой войны. Этот праздник отмечается 2 сентября, поскольку именно в этот день в 1945 году был подписан Акт о капитуляции Японии. Это событие и стало окончательным завершением самой страшной и кровопролитной из войн человечества.

Исторический документ был подписан: Верховным главнокомандующим союзными армиями генералом армии США Дугласом Макартуром, адмиралом флота США Честером Нимицем, генералом первого класса армии Китая Сюй Юнчаном, адмиралом флота Великобритании Брюсом Фрезером, генерал-лейтенантом армии СССР Кузьмой Деревянко, а так же высокопоставленными военными Франции, Австралии, Канады, Нидерландов и Новой Зеландии. Японию представляли министр иностранных дел Сигэмицу Мамору и начальник генерального штаба Умэдзу Есидзиро.

Как проходило подписание Акта о капитуляции Японии

Иногда спрашивают, почему документ такой колоссальной важности не был подписан ни одним из руководителей государств?

Присутствие глав государств при подписании подобных документов не является правилом. Например, Акт о капитуляции Германии тоже был подписан военными: с советской стороны – маршалом Жуковым, со стороны союзников – маршалом Теддером (Великобритания), генералом Спаатсом (США), генералом де Тассиньи (Франция). Германию представляли фельдмаршал Кейтель, адмирал фон Фридебург, генерал Штумпф.

Подписание документа, знаменующего собой завершение Второй мировой войны, произошло на борту американского линкора «Миссури». Главком союзных войск на Тихом океане генерал Макартур позаботился о том, чтобы исторический момент превратился в яркое и запоминающееся шоу. На церемонии в качестве ассистентов присутствовали два американских генерала, которые были освобождены из японского плена, на корабль доставили хранившийся в одном из американских музеев флаг, под которым в Японию в 1854 году вторглась эскадра коммодора Перри. Были приглашены более 200 журналистов. Делегации проигравшей стороны устроили еще и «пять минут позора» — японцев вынудили в полном молчании простоять некоторое время под перекрестным обстрелом ненавидящих взглядов и вспышек фотокамер прямо напротив делегации Китая.

Чем был обусловлен выбор лиц, поставивших свои подписи?

Генерал Дуглас Макартур, которого иногда называют «тихоокеанским Наполеоном» был одной из ключевых фигур боевых действий на Тихом океане. Он руководил боевыми действиями на Филиппинах и в Новой Гвинее, а после подписания Акта о капитуляции Японии стал главнокомандующим оккупационных войск на территории этой страны. Фактически, именно Макартур – творец послевоенного облика Японии.

Честер Нимиц – адмирал флота США, один из крупнейших флотоводцев XX столетия. За энергичные действия в районе Филиппин, молниеносные десанты и победоносные маневры получил прозвище «Скачущий по островам».

Сюй Юнчан – генерал, Президент военного института Пекина и министр обороны Китая.

Брюс Фрезер – адмирал флота Великобритании. В годы Второй Мировой войны эскортировал конвои с боеприпасами и техникой в Мурманск, прославился потоплением немецкого линкора «Шарнхорст» у северного побережья Норвегии. Командовал Тихоокеанским флотом, под его руководством проходил десант британских моряков во время битвы за Окинаву.

Ни одна из этих личностей не была случайной в момент исторического события на борту «Миссури». Определенные вопросы вызывает кандидатура Кузьмы Деревянко.

Замена представителя

Казалось бы, представлять СССР в этот момент должен, например, главнокомандующий наших войск на Дальнем Востоке маршал Василевский. Логично было бы назначить кого-то из командующих фронтами, разгромивших Квантунскую армию – Малиновского или Пуркаева, Мерецкова. Однако, на борт «Миссури» отправился «всего лишь» начальник штаба 4-й гвардейской армии генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко. Это назначение было хорошо продуманным и взвешенным шагом.

Отношения СССР с недавними союзниками стремительно портились. Можно было не сомневаться, что Макартур не упустит возможности поставить представителя СССР в неловкое положение. Шоу, которое с таким вкусом разыгрывал «тихоокеанский Наполеон», участвуй в нем кто-то из известных советских генералов, могло спровоцировать конфликт, чего допустить было никак нельзя. На роль подписанта от СССР нужен был дипломат. Но сотрудник министерства иностранных дел среди генералов смотрелся бы недостаточно представительно. Поэтому и был выбран Деревянко – человек имевший не только военный, но и дипломатический опыт (он выполнял серьезные дипломатические поручения в Восточной Пруссии, Прибалтике и в Китае). Кроме того, Деревянко не был так хорошо известен иностранным разведкам, как прославленные военачальники, по этой причине его не очень «пасли» спецслужбы в период пребывания в Японии. И самое главное – Деревянко прекрасно знал японский язык и был хорошо знаком с тихоокеанским регионом. Благодаря всем этим обстоятельствам Деревянко в период пребывания в Японии смог принести ощутимую пользу и как разведчик. Он побывал на пепелищах Хиросимы и Нагасаки, разговаривал с людьми. Результатом стали бесценные сведения, полученные нашими спецслужбами и учеными-атомщиками, а также… смертельная болезнь, которая развилась у Деревянко в результате облучения.