19/04/22

Почему Светлана Аллилуева считала, что Сталин стал «русским»

Дочь Иосифа Сталина Светлана Аллилуева приводит этот случай в своих мемуарах «Двадцать писем к другу», написанных в 1963 году. Однажды Василий объявил своей шестилетней сестре: «А знаешь, наш отец раньше был грузином». Девочка была озадачена: кто это – грузины? Василий объяснил, что это люди, которые носили черкески и кинжалами резали всех подряд. Так, пишет Светлана Аллилуева, она узнала о своих грузинских корнях.

Дочь считала Сталина обрусевшим

Светлана вспоминает, что во времена ее детства национальный вопрос никого не волновал – в приоритете были общечеловеческие качества. В своих мемуарах она пишет, что отцу не нравилось, когда кто-то приезжал в их дом из Грузии, и при этом, согласно обычаю, со щедрым угощением – вином, фруктами, виноградом. Сталин безумно сердился. Под гневные тирады отца подношения сразу отсылались обратно, а под горячую руку попадало матери – Надежде Аллилуевой.

В детских воспоминаниях Светланы сохранились дни, когда на дачу в Зубалово съезжалось множество гостей, время проходило весело. Приезжал С.М. Буденный и играл на гармони, предпочтение отдавали русским и украинским песням. Особенно красиво звучало пение С. Буденного и К. Ворошилова. Отец тоже пел, вспоминает Светлана – у него был отличный слух и хороший голос. Грузинского, уточняет она, в доме ничего не культивировали, так как отец «совершенно обрусел».

Но в мемуарах проскальзывает, что в поведении отца присутствовали и типично грузинские черты. Например, она пишет, что летом вся семья ехала на отдых в Сочи, останавливаясь на небольшой даче рядом с Мацестой. На юг отправлялись и другие руководители страны с семьями.

Большой компанией на машине ехали в лес на пикники. Иногда Сталин брал в руки двустволку и развлекался стрельбой по парящему в небе коршуну или палил в зайца, перебегавшего дорогу в свете фар. Вообще, он любил спортивные игры, где требовался меткий глаз – бильярд, кегли, городки.

Упоминает Аллилуева и о манере отца, присущей кавказцам – за обеденным столом проводить целые часы, при этом гости не только ели и пили, но и предавались жарким спорам и обсуждениям дел. В быту Сталин отличался простотой – в кремлевской квартире не было роскоши и излишеств.

Хозяйственные дела вела экономка, но раньше жене Сталина Надежде Аллилуевой приходилось самой хлопотать по дому. Сталин не носил грузинскую одежду, лишь отдавал предпочтение любимым грузинским сапогам из очень мягкой кожи.

Говорил Сталин по-русски, хотя акцент у него так и остался. Отец, пишет Светлана, полюбил Россию и суровую красоту Сибири с ее грубоватыми и молчаливыми людьми. И, наоборот, не выносил «феодальных почестей», которые пытались ему оказывать грузины.

Сталин не забыл свои корни, считает историк

Иное мнение высказывает историк, кандидат исторических наук писатель Юрий Емельянов в своей книге «Сталин. Путь к власти», в которой посвятил этому вопросу целую главу. Ряд исследователей, пишет он, высказывает мнение о том, что Сталина нельзя было назвать «истинным» грузином, и что грузины у него вызывали раздражение. По их мнению, в вожде якобы присутствовала даже некая враждебность к самой Грузии, и что он порвал со своей родиной.

Но это не так, пишет автор. Иосиф Сталин помнил грузинский язык, иногда на нем говорил, регулярно писал письма своей матери на грузинском. Любил слушать песни, особенно «Сулико» и «Цицинателу». Приезжая в отпуск на юг, старался посещать Грузию, подолгу смотрел на горные вершины.

Дача, построенная для загородного отдыха семьи Сталина, утопала в зелени и цветах. Вождь любил гулять среди деревьев, смотреть на плоды, и требовал, чтобы садовник тщательно возделывал насаждения. В этом, говорит Юрий Емельянов, проявлялась его любовь к грузинской родине.

Сталин был гостеприимным хозяином. К нему на дачу чуть ли не ежедневно съезжались члены Политбюро – ели, пили, говорили тосты. На столе были грузинские блюда и вина – в этом тоже проявлялось грузинское начало Сталина. Был ли он обрусевшим, или все-таки истинным грузином? Он, как и все люди, был разным, проявляя в разное время те или иные качества.