18/08/24

Почему в глубинных слоях Чёрного моря нет жизни

Поверхностные слои Чёрного моря кишат рыбой, но на глубине оно безжизненно. Наука узнала об этом в 1890 году, когда Черноморская глубокомерная экспедиция на корабле «Черноморец» получила пробы придонной воды. Оказалось, что начиная с глубины 100-200 метров, вода содержит сероводород – токсичный газ, смертельный почти для всего живого.

Сероводородная зона простирается вниз до максимальных глубин в два километра. Средняя же глубина Чёрного моря – 1280 метров. Это значит, что объём «заражённой» воды во много раз превышает объём верхнего 200-метрового слоя, в котором живут морские обитатели.

Людям сероводород хорошо знаком даже в быту – он входит в состав кишечных газов. О его присутствии можно узнать по характерному запаху тухлых яиц. В больших концентрациях это вещество вызывает отравление и даже смерть.
Кроме всего прочего, сероводород легко воспламеняется. Поэтому Чёрное море в буквальном смысле слова «взрывоопасно». Страшно представить, что может случиться, если газ вдруг воспламенится, но, вероятно, апокалиптическое зрелище можно будет наблюдать на всём пространстве от Сочи до Стамбула.

Сероводородное заражение

Ни в одном другом море нет таких масштабов сероводородного заражения, хотя небольшие зоны, отравленные этим газом имеются, например, на Балтике и в Карибском море (впадина Карнако).

Секрет данного явления связан с историей зарождения Чёрного моря. Ещё восемь тысяч лет назад на его месте плескалось пресноводное озеро, оставшееся с Ледникового периода. Но затем воды Средиземного моря хлынули в причерноморскую котловину. Эта катастрофа, затронувшая как минимум часть человеческой популяции на древнем Ближнем Востоке, очень похожа на описанный в Библии Всемирный потоп. Когда уровни воды сравнялись, озеро стало морем.

Проникшая через Босфор солёная вода убила жившие прежде в водоёме лиманные организмы, включая множество раковин. А гниение органики привело к накоплению сероводорода. Проще говоря, придонная зона – это гигантское «кладбище» прежних форм жизни.

Правда, объём сероводорода в Чёрном море слишком велик, чтобы объяснить его одной лишь «переработкой» органики. Возможно, часть газа поступает из донных геологических разломов. Эту версию отстаивает профессор Кубанского университета Василий Попков и его коллеги. Они отмечают, что содержание сероводорода коррелирует со структурой дна моря, а вблизи южного Крыма, где существует аномальный тепловой поток, в воде особенно мало кислорода.

«Поток геотермального тепла через дно величиной 30 мВт/м2 вызывает поток сероводорода приблизительно 100 мг/м2 сут», — пишет Василий Попков в статье 2014 года.