В различных культурах существуют уникальные жесты, которые иногда оказывают более сильное воздействие на аудиторию, чем слова, произнесенные или написанные. Жесты служат для самоидентификации людей и могут сразу разделить аудиторию на "своих" и "чужих". Один из таких знаков в мусульманской традиции - поднятый вверх указательный палец. Часто мы видим мусульман, позирующих на фотографиях или в телесюжетах, с кистью правой руки в этом положении. Но что это означает?
Этот жест особенно распространен среди последователей ваххабизма - одного из направлений ислама, сформировавшегося относительно недавно, в XVIII веке, и известного своей крайней нетерпимостью к "иноверцам". Ваххабиты строго придерживаются принципа таухида (единобожия), который формулируется в словах шахады "Нет бога, кроме Аллаха" ("Ля Аллахи илля Ллах"). Поднятый вверх указательный палец правой руки символизирует убеждение в том, что на небесах существует только один Бог, создатель всего сущего.
Наиболее ярким христианским «ответом» на ваххабитский палец вверх можно считать национальное сербское приветствие «Поздрав са три прста», которое выглядит как поднятая правая рука с раскрытыми большим, указательным и средним пальцами. Безымянный и мизинец при этом прижаты к ладони. Такая «распальцовка» сложилась относительно недавно, в период войн с турками на Балканах, и символизирует собой веру в Святую Троицу.
На православных иконах и других изображениях можно видеть самые различные варианты перстосложения, берущие начало, отчасти, из античной ораторской традиции, а отчасти возникшие уже в среде христиан.
Иконописные жесты подробно рассмотрел в своем труде «История русской церкви» Е.Е. Голубинский. Он выделяет четыре ораторских жеста и три благословляющих.
Ораторские жесты: безымянный палец подогнут под большой, остальные вытянуты вперед («слушайте!»); средний и безымянный пальцы подогнуты под большой (более энергичный призыв внимать, чем предыдущий); средний, безымянный и мизинец прижаты к ладони под большим пальцем, вперед вытянут указательный (порицание и указание на что-либо); безымянный и мизинец прижаты к ладони, большой с ними соединяется, два остальных пальца вытянуты («я говорю!»).
Жесты благословения: два пальца – указательный и средний — вытянуты, а три других соединены вместе (немного похоже на ораторский жест «я говорю!», разница в том, что пальцы не прижаты к ладони, а собраны «щепотью»); указательный, средний и мизинец протянуты, а большой и безымянный скрещены (разница с первым ораторским жестом в том, что большой и безымянный пальцы не прижаты к ладони, а скрещены) такое перстосложение называют «крестовым»; именословное благословение – указательный палец вытянут, как буква I, средний согнут, как C, большой скрещен с безымянным, как X, мизинец приподнят и тоже образует C (получается монограмма IC XC имени Иисус Христос).
Эти жесты сложились в разное время – от античности, до XIV и XV века, и прочно вошли в иконописный канон. С течением времени изначальный смысл жестов менялся, а иной раз и забывался, что приводило, подчас, к неожиданным последствиям. Например, ораторский жест «я говорю!» (безымянный и мизинец прижаты к ладони, большой с ними соединяется, два остальных пальца вытянуты) стал в свое время символом исповедания «старой веры» в России и сопротивления реформам Никона. На древних иконах Спасителя писали с книгой в левой руке и с правой, персты которой сложены таким образом. Это изображение означало говорящего, благовествующего Христа, но со временем стало восприниматься в качестве указания на то, как именно следует совершать крестное знамение. Ораторские жесты №1 и №2 характерны для изображений пророков, требующих сугубого внимания к своим речам.
И, наконец, именословное перстосложение – наиболее частое на иконах, так изображаю и Самого Христа и святых. Такое благословение распространилось после Раскола в среде тех, кто принял реформы Никона.