Смерть для православного христианина – это переход души в жизнь вечную. Поэтому церковь очень внимательно относится к погребению умершего, особенно если это служитель самой церкви. Те, кому приходилось присутствовать на похоронах иереев, подмечали необычную, с точки зрения мирян, деталь: на лицо усопшего священника кладётся особый платок. Зачем же он нужен?
Как омывают и облачают умершего
Некоторые благочестивые миряне берут на себя добровольную обязанность помогать родственникам умерших: они омывают и одевают мертвеца перед похоронами. В последние годы эту функцию всё чаще берут на себя сотрудники бюро ритуальных услуг.
Однако в случае с умершим священником присутствие при омовении посторонних лиц исключено. Омывают и облачают священника в последний путь трое других иереев. Сначала они крестообразно вытирают тело покойного влажными губками. Затем на усопшего надевают мирскую одежду, которая обязательно должна быть неношеной. Наконец, его облачают в иерейские ризы, соответствующие прижизненному чину священника. Даже запрещённый в служении батюшка может быть похоронен в полном облачении, хотя на это требуется особое разрешение правящего архиерея.
Но умершего священника можно отличить в гробу не только по рясе. В руки покойника вкладывают крест и Евангелие. Орудие земных страданий Христа символизирует всеобщее спасение. А книга означает, что иерей при жизни проповедовал пастве Благую весть – учение Христа.
Лицо под воздухом
Когда хоронят мирянина, ему на лоб кладут ленту с несколькими иконографическими изображениями. Лицо же священника после омовения тела полностью скрывают под воздýхом – особым платом. Аналогичным образом поступают и при погребении монахов, только пелена в данном случае называется укроем.
Истоки этого обычая восходят ко временам самого Иисуса Христа. Когда снятого с креста Спасителя полагали во гроб, его голову закрыли сударем (или убрусом) – платом для утирания пота. Иудеи обычно закрывали лицо умершего, чтобы уменьшить скорбь его ближних. В Евангелии описано, как после Воскресения вошедший в гроб апостол Пётр нашёл плат «не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». Так называемый судариум Христа со следами крови хранится в испанском городе Овьедо (однако подлинность этой реликвии не доказана).
Обычай хоронить священников с закрытым лицом описывает требник митрополита Петра Могилы, составленный в середине XVII века. Данный обычай имеет также связь с богослужением. Дело в том, что платом покрывают чашу и дискос со Святыми Дарами на литургии. Ещё одно объяснение состоит в том, что душу усопшего иерея ничто не должно отвлекать от устремлённости ко Господу. Воздух в данном случае является своеобразным барьером между нашим миром и загробным.
Как отпевают священника
Похороны иерея отличаются от похорон мирянина также особым чином отпевания. В первом случае поют «Господи, помилуй» и «Трисвятую песнь», а затем читают канон «Последование по исходу души от тела». Чин погребения иерея значительно более длинный. В частности, три чтения Евангелия в данном случае сопровождаются особыми молитвами. В первой из них содержится обращение к Богу-Отцу, во второй – к Иисусу Христу, а в третьей – ко всей Святой Троице. Верующие благодарят Бога и просят его упокоить душу усопшего священника, а также утешить живых. Читаются отрывки из Апостола, которые перемежаются пением антифонов. Эти песнопения напоминают о той благодати, которая ожидает душу умершего в Царстве Божьем. Интересно, что умерший также берёт с собой своеобразный «пропуск» на тот свет – свиток с текстом разрешительной молитвы, которая читается в конце чина отпевания.
Процессию, которая хоронит иерея, можно отличить даже по дороге на кладбище. Если участники похорон поют не «Святый Боже» (как это принято при погребении мирянина), а распевают ирмосы великого канона «Помощник и Покровитель», значит, хоронят именно священника.
Последний путь
Гроб с телом мирянина обычно выносят его друзья и коллеги, а не родственники. Похожий обычай соблюдается и при похоронах иерея – его тело несут другие священники, облачённые в белые одеяния. Эта процессия очень похожа на крестный ход, потому что вместе с гробом выносят хоругви, крест и Священное Писание.
Разница в чине погребения есть и в колокольном перезвоне. При похоронах мирян совершается колокольный перебор в следующем порядке – малые колокола, большой колокол, все колокола одновременно. При похоронах иерея колокольным звоном сопровождают каждое чтение Евангелий. А при внесении гроба в храм и при самом погребении звонарь трезвонит, как во время церковных праздников.
Прах к праху
Несмотря на значительную разницу в похоронных обычаях, мирян и священников кладут в землю одинаково. Читается лития, после чего гроб опускают в могилу. На крышку сначала высыпают пепел из кадила, а затем участники обряда бросают сверху комья земли. После этого гроб закапывают. А вот при погребении монахов добавляется ещё один ритуал: на поставленный в могилу гроб выливают елей – символ милосердия, примирения и радости.