ФОТО: Археологический парк Помпеи

Помпейская скульптура с доминирующей женщиной озадачила археологов

Древнеримский город Помпеи, трагически погребенный под пеплом извержения Везувия в 79 году нашей эры и словно застывший во времени, продолжает радовать археологов своими сокровищами. Недавно за пределами восточных ворот была найдена и обследована монументальная гробница, увенчанная двумя искусно выполненными скульптурами. Именно они и привлекли внимание ученых, приоткрыв новые аспекты древнеримского общества. 

Необычный акцент

Скульптуры в натуральную величину изображают мужчину и женщину, стоящих рядом, но не соприкасающихся друг с другом. При этом женская фигура возвышается над мужской, что само по себе является необычным акцентом для культуры того времени. Она облачена в традиционные римские одеяния, подчеркивающие ее высокий статус: тунику, поверх которой накинут плащ, а голову покрывает вуаль. В руке же женщина изящно сжимает лавровую ветвь – символ, тесно связанный с жрицами и ритуальными церемониями в Древнем Риме. 

Жрица Цереры

Археологи выдвигают предположение, что изображенная женщина могла быть жрицей Цереры – почитаемой римской богини плодородия, земледелия и материнства. Служение Церере наделяло женщин в Древнем Риме необычайно высоким уровнем власти и влияния, что делает эту гипотезу весьма правдоподобной. 

Скульптура мужчины, облаченного в тогу – традиционную римскую одежду, символизирующую его гражданскую принадлежность, также указывает на его, вероятно, знатное происхождение. Однако, по мнению исследователей, в данной погребальной композиции именно женская фигура занимает центральное, доминирующее положение. Возможно, она была матерью мужчины, а, может быть, и не являлась ему родственницей, но все-равно ее социальный статус был выше мужского. 

Нестандартная интерпретация

В любом случае, женский образ представлен как самостоятельный, значимый и достойный увековечивания наравне с мужчиной. Это бросает вызов устоявшемуся в археологии стереотипу, согласно которому при обнаружении рядом мужской и женской фигур в погребениях женщина по умолчанию воспринимается как супруга мужчины. Однако, как справедливо отмечают итальянские археологи, современные находки и исследования все чаще предлагают новые нестандартные интерпретации. И это является убедительным свидетельством того, что женщины в Древнем Риме играли гораздо более значимую и самостоятельную роль, чем это часто представлялось ранее.