08/03/24

Президент СССР: почему Сталин отказался занимать этот пост

5 декабря 1936 года VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов была утверждена Конституция страны, которая вошла в историю, как «сталинская». В ходе рассмотрения и принятия ее проект даже хотели вынести на всесоюзное голосование. Впрочем, до этого тогда не дошло — решили ограничиться всенародным обсуждением.

Оно продолжалось пять месяцев, по результатам которых в Москву поступило более 1,5 миллиона предложений.

Поправки в Конституцию

Предложений было действительно много, и их рассмотрение заняло продолжительный срок. Как отмечал Сталин, все их можно было разбить на три большие категории. Большую часть отринули сразу, как «недостойное конституционной высоты мелкотемье». Еще часть вождь предложил рассмотреть, но не в рамках Конституции, а в рамках закона. Отдельно же рассматривались предложения, которые Сталин счел интересными и достойными. Впрочем, почти все они в итоге были отвергнуты, но — вполне мотивировано.

Единоличный президент

Одно из таких предложений касалось процедуры выбора председателя Президиума Верховного Совета СССР. Предлагалось делать это, как в Америке, — всенародным голосованием. Но Сталин выступил против, указав на то, что в таком случае «президент» станет единоличным лидером, который будет противопоставлен Верховному Совету страны. А это в будущем может привести к конфликтам и политической нестабильности.

Упирая на демократию, Иосиф Виссарионович категорически высказался против такого двоевластия. По этой же причине он отверг и другие предложения, наделяющие верховные органы страны дополнительными полномочиями. Например, он категорически отказался дать Президиуму Верховного Совета право издавать законодательные акты, заметив, что для этого уже есть Верховный Совет СССР.

Больше, чем президент

Впрочем, историки считают, что на самом деле, это были лишь красивые слова. Пост президента был Сталину попросту не нужен, так как сам он к тому времени сосредоточил в своих руках всю власть в стране. Он был больше, чем президент, а потому не желал создавать для себя конкурента, пусть даже и с ограниченными властными полномочиями. Уверенности же в том, что вся страна единогласно проголосует за него — причем неоднократно — у Сталина попросту не было.