31/03/23

Природные казаки: чем они отличались от приписных казаков

Традиционно казачество делилось на природное, которое считало себя частью казачьего субэтноса, и приписное, для которого быть казаком, – в первую очередь, служить Отечеству. Однако, как оказалось, в такой простой классификации есть свои нюансы.

Трудности толкования

Сегодня в России существует много неопределённостей в понятии казачества, которые вызывают вопросы: казаки — это этнос или сословие? По каким критериям определять казаков? Казаком нужно родиться или можно стать? Сегодня существует деление казаков на реестровых, то есть состоящих в каких-либо казачьих обществах, внесенных в государственный реестр и общественных – являющихся членами некоммерческих организаций. Все остальное с точки зрения документов – преданья старины глубокой и дань традициям и обычаям.

Для казака, который чтит свою родословную такой подход неприемлем. Для него существует лишь один тип настоящего казака – природный, который имеет предков-казаков в нескольких поколениях, уважает традиции, соблюдает законы, придерживается кодекса. Вот такого и называют природным, потомственным, этническим казаком. Он отличается от казака «ряженого», для которого, как говорят, «ширина лампасов важнее почитания предков».

В казачьем сообществе популярен девиз, который характеризует настоящего казака: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!». Впрочем, с этой позиции ставится под сомнение природа Астраханского, Оренбургского, Терского, Дальневосточного казачьих войск, где подавляющее большинство было как раз приписных, а не урожденных казаков.

Популярный Казачий словарь-справочник под редакцией Г. В. Губарева, изданный в 1960-х годах в США сообщает, что, если в земли, заселенные казаками, приходили люди, которые могли доказать свое казачье происхождение, они должны были сразу считаться природными. То есть, чтобы называться природным казаком, нужно казаком уже быть. Весьма строгое правило. Но куда отнести тогда самых первых, вольных казаков, бежавших от гнета своих господ и основавших казачьи вольницы в Запорожье или на Дону? У них ведь не было предков-казаков. Кто они, природные или приписные казаки? На этот вопрос четкого ответа нет.

Традиционно природным (потомственным) казаком считают того, кто имеет и помнит не менее трех поколений предков по мужской линии, то есть отца, деда и прадеда. Если казак знает еще более давних предков, то он может называться казаком «старинного рода». Казак, у которого казачьи корни распространяются только на два поколения, включая крестного отца обычно называется «потомственным».

В некоторых казачьих сообществах выделяют понятие родовой казак. Например, в среде атамана Альберта Ветрова родовым казаком называют того, у которого лишь один из родителей имеет казачье происхождение. Впрочем, по другой версии родовитым казаком называли того, у кого все предки в обозримом прошлом состояли только из потомственных казаков.

«Приписные» не совсем казаки

С определением «приписных» казаков (их еще называли «поверстанные») все на первый взгляд проще. Это всегда иногородние мужчины не казачьего происхождения, которые по народному постановлению были приняты в замкнутую казачью среду. Сначала кандидат проходит испытательный срок, сдает казачий минимум (верховая езда, стрельба, владение саблей) и только по завершении испытаний становится членом реестрового казачества, принимая на себя обязанности в соответствии с казачьим Уставом. Поверстанный казак не имел права избираться в атаманы.

Обычно в документах фиксировалось этническое происхождение новоиспеченного казака и среда из которой он вышел, например, «малоросс из ровенских крестьян» или «великоросс из тверских мещан». Отныне его семья имеет право называться казачьей: его жена становится казачкой, а дети – казачатами. Когда дети приписного казака достигали совершеннолетия они должны были верстаться в казачество самостоятельно.

Существует мнение, что приписные казаки, по сути, казаками и не являлись. Они могли жить как в казачьей общине, так и отдельно. Это были представители самых разных национальностей с одним обязательным условием: они должны были исповедовать христианство православного толка. Часто они выполняли в общине самые разные работы (строительные, земледельческие, административные) пока основная часть казаков была занята на службе в полках.

Еще одно условие для получения статуса приписного казака: если претендент не состоял в браке, то его обязывали жениться на природной казачке – в таком случае он заслуживал больше уважения и доверия в обществе, так ему было легче влиться в казачью среду.

История приписного казачества имеет такие же давние корни, как и само казачество. С XVI столетия разного рода пришлые, жаждавшие свободы люди непрерывно собирались на Днепровском Низу, Дону, Тереке, Урале, Поволжье, пополняя уже довольно крупные военно-политические общества – своеобразные казачьи речные республики.

Обособиться не получилось

С середины С XVII столетия обращение в казачество иногородних сократилось, а если кто и прибывал в казачьи земли, то они оказывались в положении иностранцев с ограниченными правами. Так продолжалось до середины XVIII столетия, когда правительству потребовалось резко увеличить число реестровых казаков для охраны южных и восточных рубежей России. Но атаманы принимали вновь приписанных неохотно. Так, атаман Войска Донского Данила Ефремов в 1745 году докладывал императрице Елизавете Петровне, что истощенные постоянными службами станичники разбегаются из полков, а особенно «из приписных к ним разных людей в казаки».

Сын Данилы Ефремова Степан, который в 1753 году сменил на посту казачьего атамана Войска Донского своего отца, очень ревностно следил за чистотой казачьей крови. Он требовал, чтобы все казаки не женились на «великоросских девках», не отдавали замуж за иногородцев своих дочерей и не допускали к такому замужеству овдовевших казачек. Нарушителей распоряжения ждало серьёзное наказание, чаще всего в виде больших денежных штрафов для станичных атаманов.

Впрочем, сохранить чистоту крови и этническую обособленность донских казаков не получилось. В 1775 году после разгрома Запорожской Сечи по указу светлейшего князя Потемкина на Дон потянулось большое количество малороссиян, которые стали активно растворяться среди местных жителей. Запорожских казаков стали именовать «малороссиянами» вследствие запрета на словосочетание «Запорожская Сечь», хотя какое-то время на Дону употреблялся термин «Днепровские Черкасы».

Часто в казаки записывались большие чины регулярной русской армии. Так, в 1899 году по особому ходатайству принят в штат офицеров Войска Донского и командирован на службу в 3-й Донской казачий полк Ермака Тимофеевича легендарный военачальник Константин Константинович Мамонтов. Он был приписан к станице Усть-Хоперской. Впоследствии Мамонтов принимал участие в русско-японской войне и возглавлял бригаду в 6-й Донской казачьей дивизии.

Генерал от кавалерии Алексей Максимович Каледин, первый атаман Войска Донского в XX веке, в конце концов уравнял в правах казаков и иногородних. Он дал им право владеть донской землей и выдвигать своих представителей на Войсковые Круги Дона. Правда нужно заметить, что большая часть «пришельцев» с других территорий России к тому времени уже давно ассимилировалась в казачьей среде.