09/11/19
«Пэкэлимос»: «скверна» у цыган

Толковый словарь Даля под «скверной» понимает что-то мерзкое, непотребное, гнусное, отталкивающее как плотски, так и духовно. Наиболее полно это понятие отражает мировосприятие Средневековой христианской Руси, включая физиологические, религиозные и нравственно-эстетические аспекты жизни наших предков.

Тело и душа едины

Протоиерей Георгий Крылов объясняет, что для верующего русского человека очень важным было отношение к явлениям окружающего мира, которые в зависимости от сути могли освятить, осквернить либо оказаться нейтральными для него. И главная задача христианина – обезопасить себя и свои святыни от скверны.

Понятие «скверны» отчасти пересекается с понятием «греха», однако не всякая скверна греховна. К примеру, женская нечистота считается природной скверной – отголоском первородного греха. Нередко табу, связанные со скверной, объясняются стремлением наших предков соблюдать физиологическую гигиену, однако, как отмечают богословы, телесная и душевная гигиена в жизни православных христиан были неразрывно связаны друг с другом.

У беспоповцев, одного из двух основных направлений в старообрядчестве, скверна являлась частью учения о мирщении – осквернении через взаимодействие с внешним миром. Понятие «замирщения» у них фактически являлось синонимом слова «грех», от которого могла избавить лишь епитимья. Федосеевцы и филипповцы, наиболее строгие согласия беспоповцев, в свое время даже поднимали вопрос об отказе проводить обряд поминовения и погребения братьев и сестер по вере, если они не успели очиститься от скверны.

Беспоповцы считали, что верующий мог «замирщиться» от «еретика» или «неверного» даже через простое общение, не говоря уже о совместной молитве или трапезе. Они не позволяли иноверцам черпать воду из своего колодца, не ходили с ними в одну баню, не давали им свою посуду и в целом старались избегать какого-либо контакта с представителями других конфессий и религиозных взглядов. Старообрядческая книга Малый Соборник наставляет: «В еретиках живет лживый сатанинский дух и пребывают все злейшие нечистые духи… Все от еретиков развращенно и скверно».

Если духовное очищение от скверны осуществлялось путем покаяния, то в роли телесного чистилища выступала баня. Поэтому баня в христианской Руси считалась местом нечистым, накапливавшим в себе все мерзкое и непотребное, от чего освободился человек. Если бы наш средневековый предок узнал, что в современных квартирах ванная комната соседствует с жилыми помещениями, он воспринял бы это как неслыханное кощунство.

Скверна везде

Сегодня средневековое представление о скверне в полной мере сохранилось лишь в старообрядчестве и проявляется оно через самые разнообразные аспекты человеческой жизни. Особое место здесь занимает половая скверна – женская менструация, мужское семяизвержение, сексуальный акт, роды. Для каждого из перечисленных видов скверн практикуются особые очищающие ритуалы. У староверов существовало и более сложное понятие половой нечистоты – «скверна в скверне», которое подразумевало разного рода сексуальные извращения при супружеской связи.

В представлении староверов человек оскверняется при любом контакте с животным – домашним или со скотного двора. Исключением здесь может быть разве что кошка. Что бы очисться от этой скверны достаточно совершить омовение.

Строгие правила были и при употреблении скоромной пищи (теплокровных животных) – при вкушении ее в пост она становилась скверной. Также существует большой список животных, запрещенных в пищу даже в непостное время, в их числе – лошадь, заяц, белка, бобер. Кроме того, староверам нельзя есть рыбу без чешуи (сом, угорь, налим, осетр), предписано воздерживаться от морепродуктов.

Даже сон в старообрядчестве является состоянием, которое оскверняет человека. По мнению священников-староверов, именно во сне человек становится особенно уязвимым перед бесовскими силами. По этой причине сразу после пробуждения верующий не имеет права что-либо делать, пока не умоется.

Ревностно сторонники старого обряда относятся к посещению чужаками своих храмов и жилищ – здесь не может быть никаких компромиссов: иноверцам вход туда воспрещен. Об этом писали многие отцы Церкви. В частности, еще в IV веке Святой Афанасий Александрийский говорил о недопустимости нахождения еретиков в домах христиан, «чтобы верные не осквернялись от неверных».

«Пэкэлмос»

Понятие «скверны» есть в других культурах и социальных средах. Нечто похоже существует в цыганском сообществе – речь о «пэкэлимосе» (или «мархимо»), хотя это явление в отличие от старообрядчества подразумевает более узкий смысл. У цыган понятие «пэкэлимос» относится преимущественно к половозрелой или замужней женщине и связано с нижней частью ее тела – той, где образуется «нечистота». Соприкосновение с табуированной зоной женщины оскверняет не только человека, но и любую вещь. Допустимым является лишь сексуальный контакт между мужчиной и женщиной.

Интересно, что у беспоповцев прикосновение к нижней части женского (или мужского) тела также приводит к осквернению. К примеру, во время богослужения беспоповцы стоят со скрещенными руками на груди, чтобы случайно не коснуться мест, расположенных ниже пояса.

Но у цыган чтобы оскверниться необязательно дотрагиваться до нижней части женского тела. Ведь по цыганским преданиям женская скверна стекает вниз, а поэтому достаточно женщине пройти мимо лежащего или сидящего ниже уровня ее пояса – и он окажется попавшим под скверну.

Оскверненными являются обувь и одежда, которая носится ниже пояса. Если, к примеру, цыганка несет к столу тяжелую кастрюлю, которую прижимает к животу, ей приходится дополнительно надевать передник, который по поверью должен предохранить еду от скверны. К слову, большой фартук – важная деталь женского национального костюма цыган.

Подобное отношение к женщине может иметь и положительную сторону. Цыганка, как избегаемый член сообщества гарантировано не будет избита, изнасилована или даже оскорблена. Ведь агрессивные действия или нелицеприятные слова в ее адрес подвергают обидчика опасности скверны – в отместку женщине достаточно ударить его юбкой.