Николай Иванович Кузнецов уничтожил в тылу врага 11 гитлеровских генералов и высокопоставленных немецких чиновников. При этом разведчик долгое время успешно выдавал себя за офицера Пауля Зиберта. Однако эта операция могла закончиться провалом, если бы за несколько дней до ее начала не выяснилось, что Кузнецов разговаривает во сне.
Уроки немецкого
Немцем Николай Иванович Кузнецов «стал» еще до Великой Отечественной войны. Во многом произошло это благодаря немецкому языку, которым Кузнецов владел в совершенстве. Дело в том, что будущий разведчик с детства был окружен носителями этого языка. Как утверждают Александр Колпакиди и Александр Север, авторы издания «Литерные дела Лубянки», в школе, где учился Николай Иванович, немецкий язык преподавала женщина, много лет прожившая в Швейцарии, учителем труда являлся бывший военнопленный чех, а сосед-аптекарь оказался родом из Австрии.
Впоследствии, если верить Александру Торопцеву, автору книги «Стратегия Второй мировой», Кузнецов усовершенствовал свои познания в период учебы в Свердловском индустриальном институте, где он тесно общался с немецкими специалистами, трудившимися на заводе Уралмаш. В 1938 году, когда Николай Иванович занялся внешней разведкой, он превратился в этнического немца Рудольфа Вильгельмовича. Под этим именем Николай Кузнецов разрабатывал иностранных граждан, приезжавших в Советский Союз.
Подготовка к операции
В годы Великой Отечественной войны знания Николая Кузнецова оказались как нельзя кстати. Почти сразу после нападения Германии Николая Ивановича перевели в диверсионно-разведывательное управление НКГБ СССР. Замышлялась грандиозная операция по заброске советских разведчиков в тыл врага, а именно в город Ровно, резиденцию рейхскомиссара Украины Эриха Коха. Кузнецов должен был проникнуть туда под именем немецкого офицера Пауля Зиберта. Однако для того, чтобы дело не провалилось, Николаю Ивановичу необходимо было пройти серьезную подготовку.
Как писал Евгений Примаков в книге «Очерки истории российской внешней разведки», со ссылкой на слова Федора Бакина, занимавшегося подготовкой Кузнецова, последний уделял большое внимание легенде своего персонажа: придумывал сценарии детства и юности, изучал фотографии, газеты, афиши, планы городов, справочники, различные документы. «Не предусмотрим какой-то пустяк — вот и провал» — говаривал он. И один из таких пустяков руководители Кузнецова и он сам действительно чуть не упустили из виду. А все потому, что Николай Иванович жил один и о своем недостатке даже понятия не имел.
Разговорчивый разведчик
Все выяснилось только тогда, когда Николай Кузнецов уже находился в отряде Дмитрия Медведева, обосновавшемся неподалеку от Ровно. Сосед Кузнецова по палатке однажды заявил, что тот разговаривает во сне. Несмотря на виртуозное владение даже немецкими диалектами, разговаривал разведчик на своем родном языке: все-таки он был русским. Об этой особенности Кузнецова упоминают в своей книге «Война в тылу врага» и А. В. Софронов и А. С.Карлин. По словам авторов издания, Николаю Кузнецову посоветовали как можно меньше говорить по-русски наяву, но, по всей видимости, это не сработало.
По крайней мере известно, что помог Николаю Кузнецову избавиться от «вредной привычки» совсем другой метод. Если верить Теодору Гладкову, автору книги «Кузнецов: легенда советской разведки», каждую ночь возле Николая Ивановича оставался дежурить кто-то из коллег. Как только Кузнецов начинал разговаривать, дежурный его будил. Понятно, что из-за этого «Пауль Зиберт» постоянно не высыпался: от усталости у него появились мешки под глазами. Однако проведя несколько таких бессонных ночей, Кузнецов все-таки перестал беседовать во сне.
Успешная миссия и гибель
Все мучения Николая Кузнецова оказались не напрасны. С октября 1942 года Кузнецов работал в Ровно под видом немецкого офицера Пауля Зиберта и ни один из его «сослуживцев» ни разу ничего не заподозрил. Как утверждает Вячеслав Звягинцев на страницах своей книги «Трибунал для героев», Николай Иванович не только успешно добывал у немцев необходимую информацию, но и провел целую серию диверсионных актов. По данным Ю. С. Рябцева, автора издания «История», в общей сложности Кузнецов уничтожил 11 генералов и высокопоставленных нацистских чиновников.
К сожалению, до победы отважный разведчик не дожил. Все обстоятельства гибели Николая Кузнецова до сих пор не выяснены. Согласно версии, приведенной в энциклопедии «Великая Отечественная война» (научный редактор кандидат исторических наук Ю. А Никифоров), в марте 1944 года, возвращаясь с очередного задания, Николай Иванович вместе с товарищами Яном Каминским и Иваном Беловым встретили с группу бандеровцев, переодетых в солдат советской армии. В бою с ними все трое разведчиков и погибли.