25/06/21

Револий Суслов: как сложилась судьба сына кремлевского «серого кардинала»

Многие историки утверждают, что Михаил Суслов был очень скромным человеком. По крайней мере, он всегда предпочитал находиться на вторых ролях. Это качество унаследовал от Суслова и его сын, Револий. Несмотря на то, что Суслов-младший не афиширует ни себя, ни своих близких, кое-что о нем все же известно.

Воспитание в семье

Револий Михайлович Суслов, сын секретаря ЦК КПСС Михаила Андреевича Суслова, которого называли «серым кардиналом» советского строя, и врача, кандидата медицинских наук, директора Московского стоматологического института Елизаветы Александровны Сусловой, родился в 1929 году. Родители выбрали для своего первенца новомодное имя Револий, образованное от слова «революция». Примечательно, что Револий Суслов, будучи сыном видного партийного деятеля, барчуком вовсе не рос, а воспитывался в строгости. Тем более, что Суслов-старший и сам слыл аскетом, много лет он ходил в одном и том же пальто и галошах.

Михаил Андреевич пристально следил за школьными успехами сына, всегда проверял отметки. Однако Суслов вовсе не готовил Револия к высоким постам. Как утверждает известный публицист и биограф Рой Медведев, автор издания «Они окружали Сталина», «серый кардинал» вообще, казалось, не заботился о карьере сына и дочери Майи. Может, именно поэтому они оба не пошли по стопам своего отца и пробивали себе дорогу сами. Майя Суслова впоследствии стала доктором исторических наук, а Револий, окончив школу, поступил в Московский энергетический институт.

Профессиональная карьера

Между тем известно, что после получения диплома о высшем образовании Револий Суслов поступил на службу в Комитет государственной безопасности СССР, где достиг определенных успехов и вышел в отставку в звании генерал-майора. Через некоторое время после поступления в КГБ Суслов-младший был прикомандирован к Министерству радиопромышленности. В последние 15 лет, предшествовавшие отставке, Револий Михайлович занимал должность руководителя Центрального НИИ радиоэлектронных систем, так называемый «почтовый ящик», занимался научной деятельностью. Хотя его отец никаких научных степеней и званий никогда в жизни не имел.

При этом Револий Суслов всегда оставался скромным человеком, был чужд сибаритства и непритязателен в быту. Так, Револий Михайлович проживал в доме, предназначавшемся для рядовых сотрудников центрального аппарата партии. Однажды у него поинтересовались, почему он не перебирается на улицу Щусева, где в то время обосновались, например, дочь Леонида Ильича Брежнева, Галина, и ее супруг, первый заместитель министра внутренних дел СССР Юрий Чурбанов, впоследствии, кстати, осужденный. Суслов-младший ответил, что не видит в этом никакого смысла, так как рано или поздно оттуда придется съезжать. «Зачем лишние хлопоты» — добавил Револий Михайлович.

Личная жизнь и увлечения

Такой же скромностью и непритязательностью отличалась и жена Револия Суслова, Ольга Васильевна. Она запросто могла спросить кого-то из подчиненных свекра, почему тот к ним не заходит в гости. Многих такое доброжелательное отношение ошеломляло. А между тем, если верить историку Николаю Зеньковичу, автору издания «Самые секретные родственники», Ольга Суслова тоже сделала неплохую карьеру. Она работала главным редактором журнала «Советское фото». Да и в семье Револия и Ольги Сусловых царил лад. И это несмотря на то, что супруги за годы совместной жизни, по словам Зеньковича, обзавелись четырьмя детьми. Времени и сил у четы хватало и на работу, и на детей, и на домашних животных, и на хобби.

Револий Михайлович увлекался и увлекается по сей день музыкой. Он заядлый меломан и собирает редкие оркестровые записи. В его коллекции есть и произведения Поля Мориа, и Рэя Кониффа, и Джеймса Ласта. Уважает Суслов-младший и британскую рок-группу «The Beatles». Поэтому неудивительно, что уникальные грампластинки «The Beatles», выпущенные в Англии еще в 1960-х годах, то есть в пору самой бешеной популярности группы, в коллекции Револия Суслова тоже имеются. Однако ни свои увлечения, ни своих детей, которые проживают в Москве, Суслов не афиширует, предпочитая жить незаметно, как и его отец.