До формирования единой чеченской нации в XVIII веке территория современной Чечни представляла собой сложную мозаику родоплеменных образований — тейпов. Эти военно-экономические союзы, возникавшие на основе кровного родства, стали фундаментом чеченского общества. Но среди более чем 130 традиционных тейпов существовали и уникальные образования, которые условно можно назвать "русскими".
Тейповая система чеченского общества
Тейпы формировались из сложных семейных кланов и занимали определенные территории. Они делились на некъи (фамилии) и гары (ветви). Важной особенностью была строгая экзогамия — запрет браков внутри тейпа для предотвращения кровосмешения. Это правило заставляло искать невест в других родах, что способствовало появлению смешанных тейпов.
Уникальные «русские» тейпы
Среди чеченских тейпов особое место занимают Арсалой, Гуной и Орси, в формировании которых участвовали выходцы из русских земель. По преданиям, эти тейпы возникли с участием беглых русских солдат и терских казаков.
Тейп Арсалой, хотя и состоит в основном из осетин и потомков смешанных браков, сохранил элементы русской культуры благодаря частым брачным союзам с русскими. Тейп Гуной считается потомком терских казаков, а Орси имеет хазарские корни с возможным русским влиянием.
Отличаются эти родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание. Тейп Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным.
Отношения между «русскими» и другими тейпами, в целом, мало отличаются от остальных межплеменных взаимоотношений кавказских народов. Каждый тейп свято хранит свои обычаи и культуру, уходящие корнями в глубочайшую древность. Во главе стоит совет старейшин. Остальные члены общества являются равноправными. Помощь пострадавшему оказывается всеми соплеменниками. Так же соблюдается и траур — всеми сразу. В случае убийства своего соплеменника тейп объявлял кровную месть убийце. Также все чаще наблюдаются случаи слияния разных тейпов.
В «русских» тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе и пр.. От старшего поколения молодое зачастую получает определенный объем информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.

