Обычай «рядиться» возник еще во времена древнего славянства и частично сохранился с приходом христианства. Речь идет об обрядовом перевоплощении, изменении внешнего облика при помощи масок, одежды и других атрибутов. Практиковалось это всеми славянскими народами. Хотя сегодня многие подобные обряды могут показаться странными и даже шокирующими.
Оргии под масками
На Руси чаще всего рядились (колядовали) на Святки, Масленицу, Пасху. Ряженые в разнообразных масках - «козы», «аиста», «черта», «еврея» - ходили от дома к дому, показывая театрализованные представления, исполняя колядки – особые обрядовые песни. Изначально они символизировали своим обличьем спустившиеся на землю в канун праздника души умерших предков. Их необходимо было задобрить, чтобы это принесло благополучие дому и семье, изобилие, хорошие урожаи и т.п. Именно поэтому ряженых принято было угощать различной снедью.
Помимо масок, скрывали лица под волосами, закутывали голову в платок, надвигали на глаза меховую шапку, чернили лица сажей или дегтем, мазали свеклой, белилами, обсыпали мукой. На вологодском диалекте выражение «закрывать глаза» значило «рядиться». Как сообщает Ю.В. Бромлей в статье «Народные знания», в деревне Трифоново Ивановского района говорили, что «если глаз не закроешь, дак все грехи не спадут».
Есть сведения о том, что некоторые древнеславянские ритуалы ряженья носили сексуальный характер. Меняя обличье, люди как бы теряли свое истинное лицо, превращались в тех, кого они изображали. И в этом обличье они могли, скажем, вступать в половые отношения, не состоя в браке, с чужими мужьями и женами. Возможно, это было связано с культом плодородия, испокон веков ассоциировавшимся с сексуальной и детородной сферой.
Фаллическая символика у кукеров
У болгар обряд ряженья на Святки или Масленицу называется кукер и связан с культом плодородия. Сами ряженые также называют себя кукерами.
Как свидетельствует А.А. Плотникова в статье «Кукеры» (Большая российская энциклопедия, 2010), кукерами являются исключительно мужчины, преимущественно холостые. Обычно они надевают одежду из шкур, вывернутую мехом наружу, и маски, украшенные разноцветными монистами, зеркальцами, рогами, перьями. Одежда у них увешана колокольчиками разной величины, в руках они держат деревянные сабли, кончики которых окрашены красным: это символическое изображение фаллоса.
В процессе колядования одни кукеры играют роль «мужей», а другие – «жен». Пары изображают любострастие, затем «жены» разыгрывают беременность и роды. Ритуал завершается обрядовой пахотой, во время которой высеивается зерно. Так матушку-Землю призывают дать хороший урожай.
«Похищение невесты» и драки у сурвакаров
У болгар и македонцев в ночь на 1 (14 января по новому стилю) отмечается праздник под названием Сурваки, он же Васильев день. В эту ночь дружины, состоящие из молодых парней и даже детей (их называют сурвакарами) обходят дома соседей с веточками кизилового дерева (само название праздника происходит от «суров» - «сырая ветка дерева»). Сурвакары желают хозяевам здоровья, благополучия и плодородия. Кроме того, они совершают ритуалы очищения от злых сил и призывают добрые силы.
Как сообщает А.В. Гура в работе «Свадьба символическая» («Славянские древности. Этнолингвистический словарь»), в некоторых местах один из сурвакаров изображал невесту и был соответствующе одет, а два его товарища играли роль «жениха» и «девера». Они брали «невесту» под руки и устраивали танец перед хозяином дома. Затем «невеста» должна была поцеловать хозяину руку и получить от него деньги. В «Советской этнографии» (1946) говорится, что в некоторых случаях инсценировалось умыкание «невесты»: по поверью, ее похищение предрекало урожайный год.
Еще у сурвакаров бытовала довольно странная традиция. Как свидетельствует С.А. Токарев в работе «Этнографические наблюдения в Балканских странах» (1946), если встречались две дружины сурвакаров, то они должны были вступить в драку друг с другом, причем отнюдь не в шутку. Запрещалось обходить дома в чужой деревне. У села Дивля, неподалеку от Радомира, есть даже местность под названием «Сурвакарски гроб». По преданию, однажды во время драки между двумя дружинами сурвакаров один из них был убит.
Чучело волка у вучаров
Вучаренье – по словам А.А. Плотниковой («Этнолингвистическая география Южной Славии», 2004), название обряда происходит от сербского «вук» («волк»). Практиковался он в Сербии, среди сербского населения Боснии, Хорватии, Косово, а также в Черногории и Македонии.
Суть его в следующем. Зимой, когда удавалось убить волка, резавшего скот у крестьян, вучар (тот, кто убил волка) вместе со своими товарищами в ряженом виде навещали дома соседей, приветствуя хозяев, за что те одаривали их. С собой они носили чучело убитого волка, набитое пенькой и насаженное на палку. Как сообщает Н.И. Толстой в статье «Вучары» («Славянские древности: Этнолингвистический словарь»), данный ритуал играл защитную роль: крестьяне как бы откупались подношениями от других хищников, которые могли напасть на скот.
Звончары, пугающие духов
Этот древний обычай когда-то практиковался по всей Хорватии, а в настоящее время сохранился, в частности, в Каставицком крае.
В Мясопуст накануне Великого поста молодые парни в восточной Хорватии надевали на себя шкуры и маски рогатых животных, навешивали большие коровьи колокольчики и ходили по улицам, стараясь издавать как можно больше шума и звона. Это делалось, чтобы отогнать злых духов, которые в это время, по поверью, находятся где-то рядом. В Западной Хорватии ряженые надевали вместо маски шляпу, украшенную цветами и лентами, поскольку Западная Хорватия входила в состав Италии, где действовал запрет на то, чтобы люди рядились в животных. Обычно в каждой деревне была своя группа звончаров. Помимо отпугивания духов, таким образом стремились еще и прогнать зиму, привлечь плодородие.