Современные опросы показывают, что лишь для 10% работодателей тату может стать стоп-фактором при трудоустройстве, тем не менее подобный стереотип прочно укрепился в сознании. Корни такой установки, как и многих других, скрываются в нашем советском прошлом.
История вопроса
Сегодня бытует мнение, что в СССР нательные рисунки были под строгим запретом. Прямо говоря, это не соответствует истине: почти повсеместно наколки можно было встретить у военных и моряков, не брезговали ими и люди рабочих профессий. Тем не менее общее мнение склонялось к тому, что татуировка – обязательная примета хулигана. И все из-за широкого распространения в криминальной среде.
Особый язык нательных рисунков в российском «воровском обществе» начал формироваться еще до революции. Однако «устрашающий» масштаб явление приобрело не сразу. В 1920-е годы татуировки, как и шрамы, считались знаком участия в революционной борьбе и признаком принадлежности к победившему классу. Наколка в тот период вполне могла быть даже у положительного персонажа, причем в «официальной» литературе. Например, рисунок – Наполеона в треугольной шляпе с пивной кружкой в короткой руке – украшал грудь одного из знаковых художественных образов того времени – героя романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова – Остапа Бендера.
С постепенным утверждением культа здорового тела отношение к татуировкам менялось. Сначала она стала объектом иронии, затем – и вовсе осуждения. К тому же процесс совпал с начавшимся культивированием тюремных татуировок в СССР. С 1930-х годов они стали своеобразным тайным «языком» уголовного мира. Причем субкультура лагерного тату развивалась стремительно: по воспоминаниям ветерана ВОВ и ветерана МВД России Аркадия Бронникова, уже к 1960-м в Союзе было около 25-30 миллионов татуированных заключенных.
Постепенно наколки перестали появляться в кино, журналах и карикатурах. Исключение – изображения антисоциальных элементов или иностранных наемников – их татуировки были призваны подчеркнуть низкий моральный облик и представляли собой классические армейские наколки: «Воевал в Анголе», «Не забуду Вьетнам» и т.д. Часто татуировка ассоциировалась с «низким моральным обликом».
Так тату постепенно стали табуироваться в Советском обществе.
Говорящие рисунки
Между тем каждая татуировка в криминальной среде имела своей значение. Их использовали, чтобы показать криминальный статус, «сферу деятельности», срок пребывания за решеткой и количество «ходок». Наколка даже могла символизировать намерения – например, изображение темной фигуры с ружьем говорил, что его обладать готов к дальнейшему насилию.
Использовали тату и для того, чтобы продемонстрировать зависимость. Так, татуировка в виде змеи, которая обвивается вокруг шеи, означала, что зэк является наркозависимым и совершил преступление «под дозой».
Также татуировки помогали заключенным продемонстрировать свои политические взгляды –эполеты на плечах, как правило, символизировали негативное отношение обладателя к советской системе – такие зэки обычно носили клички «майор» или «полковник». Тот же протест против большевистской власти могли выражать изображения дореволюционного герба с двуглавым орлом или дореволюционные медали на груди.
Последние наколки, понятно, пользовались среди официальных органов в СССР наименьшей «популярностью». Устроиться на работу с такими изображениями было практически нереально – таким зекам только и оставалось, что продолжать криминальный путь.