05/01/24

Самое гиблое море: где в России утонуло больше всего кораблей

Пару лет назад власти России всерьез взялись за расчистку акваторий рек и морей от затонувших кораблей: был принят соответствующий закон, введены штрафы за умышленное затопление, началась масштабная инвентаризация. Однако сколько судов находится на дне, до сих пор неизвестно. В правительстве и ведомствах называют цифру в 1000-1500 кораблей. Однако эксперты уверены, что их число куда больше – только из вод Волги в современной истории страны было извлечено более 2000 плавучих средств. Что же тогда творится в глубине морей?

Черное море

Немало тайн скрывают и глубины Черного моря. Только у побережья Крыма, по некоторым оценкам, покоятся тысячи судов. На Черноморье есть даже целое «кладбище кораблей» – так прозвали Цемесскую бухту после того, как во время Первой мировой войны в 1918 году здесь, дабы не стать добычей противника, были затоплены 16 судов Черноморского флота. К слову, к такому «приему» военные моряки прибегали и ранее – например, в ходе Крымской войны у побережья Севастополя на дно было отправлено более 10 кораблей.

Совпадение или нет, но именно в Цемесской бухте произошла одна из самых масштабных катастроф в истории отечественного гражданского флота. 31 августа 1986 года в 15 км от Новороссийска потерпел крушение пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», следовавший из Сочи в Одессу. Его правый борт протаранил сухогруз «Петр Васев», в результате чего погибли 423 из 1243 пассажиров.

О причинах столкновения специалисты спорят до сих пор. По одной из версий, у сухогруза отказала система автоматизированной прокладки курса. По другой – капитан «Петра Васева» был пьян. А любители мистики озвучивают предположения, что аварии предшествовало появление корабля-призрака или что пароход стал жертвой гравитационных и электромагнитных аномалий. К слову, и до этого в Цемесской бухте происходили невероятные события, которые эксперты списывают на гравитационные и электромагнитные аномалии. Например, внезапно остановились все часы или выключалась электроника.

Балтийское море

Археологи уверены, что с 1128 по 1947 годы в Балтийском море затонуло 26 703 корабля. Из них более 10 тыс. – у российских берегов, и, как минимум, 2500 – в Финском заливе. Масса обломков также находится в Выборгском заливе: преимущественно это суда, погибшие во время Русско-шведской войны в 1790 году.

С другой стороны, примечательно, что почти половина затонувших в Балтийском море кораблей принадлежат русскому и немецкому флоту (25% и 19% соответственно). Все дело в том, что Балтика в годы Великой Отечественной войны была одной из арен, где разыгрывались масштабные баталии.

Хотя, конечно, корабли в Балтике тонули не только в ходе военных действий, но и из-за штормов, столкновений и посадок на мель. Одна из таких жертв – голландское судно «Фрау Мария», перевозившее произведения искусства, приобретенные Екатериной II для Эрмитажа и Царского Села, и потерпевшее крушение в 1771 году у Аландских островов. В его трюме, по мнению археологов, находится коллекция саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, а также около 300 картин фламандских художников, в том числе произведения Рембрандта. Операция по подъему оценивается в 80 млн евро, при этом заинтересованные стороны выражают сомнения, что груз, пролежавший на морском дне около 250 лет, все еще представляет собой историческую и культурную ценность.

Поднимать на поверхность и другие суда пока никто не спешит. Балтийское море — само по себе лучший хранитель подводного наследия России, ведь благодаря низким температурам, отсутствию живности, кислорода и света даже деревянные обломки великолепно сохраняются в глубоком иле.

Тихоокеанское побережье

Число судов, находящихся на дне дальневосточных морей, власти сегодня оценивают в 550-600 штук. Далеко это число от истины или нет – сказать непросто, зато с уверенностью можно констатировать, что именно на Дальнем Востоке произошло больше всего кораблекрушений, которые принято относить к крупным.
Так, 12 декабря 1939 года в районе японского острова Хоккайдо попал в шторм и затонул пароход «Индигирка», перевозивший из Магадана во Владивосток свыше 1000 заключенных. Погибли 745 человек.

2 января 1997 года у берегов Японии во время шторма затонул танкер «Находка». В результате в море попало 16 тыс. тонн мазута, ущерб экологии был оценен в 221,27 млн долларов.

27 января 2013 года российское судно «Шанс 101» было обнаружено перевернутым в акватории Японского моря. На спасательных плотах находились 15 человек из 30 членов экипажа (в том числе 19 россиян). Еще 15 человек пропали без вести. Крушение траулера произошло из-за нарушения капитаном требований безопасности и отсутствия контроля судовладельца за его эксплуатацией.
И все это не считая более мелких катастроф с рыболовецкими судами.