17/10/21

«Самолеты эти дрянь!»: что советские асы говорили о истребителе «Харрикейн»

Про английский истребитель «Харрикейн» (Hawker Hurricane) советское послевоенное поколение в большинстве своём узнало из романа Николая Чуковского «Балтийское небо». В книге рассказывалось о летчиках Балтийского флота, которые разгоняли армады немецких «Юнкерсов» и успешно сражались на «Ишаках» (истребитель И-16 конструктора Поликарпова) с превосходящими их числом «Мессершмиттами». На самом деле, летчики в балтийском небе сражались на новых истребителях «ЛаГГ-3», «Як-1» и «МиГ-3», а количество немецких самолётов было несколько преувеличено.

В романе в эскадрилью поступают вместо стареньких «Ишаков» полученные по Ленд-лизу английские «Харрикейны». Советские летчики разочарованы истребителем. Получается, что «Ураган» (так переводится английское Hurricane) совсем не такой быстрый, и лишь десять процентов скорости можно на короткое время выиграть у «Ишака», да и то на форсаже. Маневренность, скороподъёмность и пр. у англичанина хуже или такие же, как у И-16. Позже выясняется, что «Харриккейны» ещё и горят как солома от самого незначительного попадания.

Упоминается «Харрикейн» и в различных мемуарах, например, в «Воспоминаниях и размышлениях» Г.К.Жукова или у авиаконструктора А.С.Яковлева. Часто приводят фразу И.В.Сталина, как Черчилль «торгуется из-за двух десятков «Харрикейнов», а «самолеты эти дрянь, наши летчики их не любят». Желание поругать английский истребитель, да и любой другой, у А.С.Яковлева легко понять. Если уж кого ругали советские летчики, так это как раз «Яки». Да и французы из эскадрильи, а затем и полка «Нормандия-Неман», тоже очень просили, чтобы им дали истребители Ла-5, вместо «Яков».

Действительно, Hawker Hurricane не относились к числу лучших истребителей Второй Мировой. На вооружение английской авиации они стали поступать ещё в 1937 году. Тогда, познакомившись с ними, советские специалисты были поражены их огромной скоростью в 500 км/час. О таких скоростях в СССР ещё только мечтали.

В начале Второй Мировой первые же бои с «Эмилями» (немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109E) показали, что немцы имеют полное превосходство и в скорости, и в вооружении. Единственным преимуществом «Харрикейна» была маневренность — радиус разворота у него был меньше, чем у «Мессершмитта».

К началу «Битвы за Англию», «Харрикейны» составляли более половины английских истребителей. Тактика действий английской авиации позволяла использовать их весьма успешно. Бороться с «Эмилями» стали «Спитфайры» — один из немногих истребителей, который сражался с «Мессершмиттом» на равных. Они связывали боем немецкие истребители, а в это время «Харрикейны» атаковали немецкие бомбардировщики. Правда, «Ураганы» могли успешно атаковать только старые бомбардировщики Люфтваффе, а такие, как Ju.88 оказались им «не по зубам» — сказывалось слишком слабое вооружение. Ситуация изменилась после появления новой модификации Hawker Hurricane Mk.II с 20-мм пушками. Но эта модификация появилась уже после «Битвы за Англию».

Хотя бороться с «Мессершмиттами» «Харрикейнам» было не под силу, они легко справлялись с итальянскими и японскими истребителями. А по мере поступления достаточного количества «Спитфайров», «Ураганы» постепенно стали менять свою специфику и использоваться как штурмовик. Во второй половине войны, превратившись в удачный и эффективный штурмовик, «Харрикейны» уже сами нуждались в прикрытии истребителями, .

В августе 1941 года Черчилль предложил поставлять «Харрикейны» в СССР и первые самолеты вскоре прибыли в Мурманск. Всего в СССР было поставлено около трёх тысяч машин. Причем, в Советский Союз в некоторые месяцы их поступало даже больше, чем в английскую авиацию.

Хотя и Hawker Hurricane Mk.II не мог бороться на равных с «Фердинандом» (модификация Messerschmitt Bf.109F, которая тогда использовалась Люфтваффе), говорить о его бесполезности неправильно, тем более на фоне советских истребителей того времени. «Харрикейн» был, как минимум, не хуже советских ЛаГГ-3 и Як-1. В любом случае, поступали к нам английские истребители в самый тяжелый момент войны, когда в ход шло всё.

Сравнивать же его с И-16 странно. Даже последние модификации «Ишака» уступали «Харрикейну» почти сто километров скорости без всякого форсажа. Конечно, маневренность И-16 была лучше, но в тот период это уже не имело значения. А утверждение, что «Харрикейн» горел, как солома, непонятно на чём основано.

Конечно, возникает вопрос: «Почему англичане поставляли не самый лучший истребитель?». Дело в том, что англичане поставляли в СССР и «Спитфайр», однако он не прижился. Но это совсем другая история...