Что может быть проще и гениальнее консервной банки? Оказывается, кое-что может. Еще в XIX веке русский инженер Евгений Федоров придумал тушенку, которая сама разогревалась в банке. Это изобретение могло совершить революцию в армейском снабжении, но его судьба сложилась трагически — им вовсю пользовались наши противники.
Консервы для армии
В России консервы прижились не сразу. Первый завод открылся в Петербурге лишь в 1870 году и выпускал всего пять наименований: гороховую похлебку, мясо с горохом, кашу, рагу и жареную говядину.
Истинную популярность консервам принесла Первая мировая война, когда главным заказчиком стала армия. Но перед солдатами встала проблема: разогрев еды на костре был смертельно опасным делом — дым мгновенно демаскировал позиции. Решение этой задачи нашел не кулинар, а авиаинженер.
Гений из Петербурга
Евгений Федоров был человеком необыкновенной широты мышления. Выпускник Военно-инженерного училища, он преподавал в нем и увлекался конструированием самолетов. В 1895 году он даже разработал проект уникального самолета-пятиплана.
Но его главное изобретение увидело свет в 1897 году. Федоров создал консервную банку с двойным дном. В отсеке находились негашеная известь и вода. Стоило повернуть донышко — вещества смешивались, начиналась химическая реакция с выделением тепла, и через несколько минут солдат получал готовый горячий обед без единой искры дыма.
Что было не так с самолетом, на котором разбился Юрий Гагарин
Это ноу-хау оказалось настоящей находкой для военных: при разогревании пищи не выделялся дым, который так мешал выполнению поставленной перед солдатами задачи. К тому же, весь процесс занимал не так много времени, как при разведении огня.
Применение во время войн
Нетрудно догадаться о том, что первым заказчиком саморазгревающихся консервов стала армия. Подобные консервы производились заводами для русской армии с 1915 года. Правда, изготавливались они весьма небольшими партиями, видимо, для того, чтобы продукт прижился. Тем не менее количество подобной продукции, выпускаемой заводами, вскоре сократилось до минимума, а потом поставки и вовсе сошли на нет. Предположительно, забвение саморазогревающихся консервов Евгения Федорова произошло благодаря событиям в стране, связанным с революцией и приходом к власти большевиков.
В годы Великой Отечественной войны советские солдаты даже не мечтали о существовавшей когда-то саморазогревающейся тушенке. А вот практичные немецкие захватчики не только знали о чудо-консервах Федорова, но и активно ими пользовались, особенно в полевых условиях. По крайней мере, так утверждает автор книги «Вектор движения» Алексей Кочергин. Немцы попросту скопировали изобретение русского авиаинженера, которое им наверняка не раз попадалось в руки в период Первой Мировой, и наладили его производство у себя в Германии.

