03/01/19

Самые нелепые сцены в советских фильмах о войне

В любом фильме внимательный зритель найдёт множество нестыковок. Кино про войну в этом отношении лидирует. В военных кинокартинах, к обычным ляпам, когда персонаж открывает дверь лохматый, а в комнату входит уже стриженый, добавляются и специфические.
Если не обращать внимания, что в кинобаталиях участвуют современные танки, в кадре то и дело мелькают всевозможные детали из другой эпохи и прочее, остается еще немало всего, что раздражает зрителя. К сожалению, это многое не связано с недофинансированием или технологическими проблемами.

Атака самоубийц

Своеобразным «шедевром» подобного кинотворчества можно считать сцену фильма «Секретарь райкома», где огромная толпа немецких солдат, умудряется «героически пасть» от огня одного единственного пулемёта. Немцы стараются подбежать к пулемёту так, чтобы попасть под его пули, и, получив свою, картинно всплескивают руками и падают. О том, чтобы застрелить пулемётчика, или бросить гранату, речи не идёт, фашисты слишком глупы. Задавать вопрос, как при такой глупости можно было дойти до Москвы, советский зритель не должен был по определению.
Можно бы, конечно, всё списать на военное время, фильм же снят в 42-м году. Но такими неправдоподобными деталями пестрят не только советские киноленты.

Какие странные у них танки

У всех киноэпопей, где есть танки, начиная с «Освобождения», легко заметить странную особенность. В немецкий танк могут попасть из пушки, могут бросить под гусеницы гранату, выстрелить из противотанкового ружья. Но независимо от этого, подбитый танк начинает одинаково гореть в кормовой части. Понятно, что пиротехникам, проще всего изобразить горящий танк, соорудив небольшой костерок на верхней плите моторного отделения. Максимальный эффект при минимальных затратах получается. А разбираться, почему у танка, которому пробили лобовую броню, а тем более, бросили под гусеницы гранату, загорается совсем в другом месте, это уже дело зрителя.

Бей своих

Сцена, которая часто встречается во многих фильмах, но «лучше» всего её изобразили в киноэпопее «Сталинград» 1987 года. Советские солдаты врываются на какую-то станцию, и бегут толпой. Нетрудно убедиться, что массовка изображает стрельбу холостыми патронами, а если бы патроны были боевые, то многие пали бы прямо тут. Поскольку стреляют они в спины своим товарищам, бегущим впереди. Все старания массовки уходят на то, чтобы картинно изобразить стрельбу, а куда направлены стволы — это уже дело режиссера и оператора смотреть.
Аналогично ведут себя в этом фильме и немцы, а если специально поискать, похожие ляпы можно найти и во многих других картинах.

Велика же Россия

В многосерийном фильме «Государственная граница», есть серия, посвященная самой Великой Отечественной. Там бойцы-пограничники, сидя в окопах, отбивают атаки целой орды немцев, и не только пехоты, но и танков.
В кадре много массовки, много оружия, дыма и огня. И администраторы, и пиротехники постарались на славу. Есть массовая сцена, где обе стороны вступают в рукопашную схватку.
Оператор, пытаясь зрелищно показать сражение, не обратил внимания на всё остальное. И зритель видит, что бой кипит на небольшом пятачке, вокруг которого лежат обширные пространства, совершенно не тронутые войной. Немцев они, видимо, не интересовали, и защищать их не было никакой необходимости.

Танки наши «быстры»

Сложно и дорого снимать танковые бои. И техники нужно много, и работа массовки сложна. А ещё дело сильно усложняет режиссер, когда он начинает давать волю своей фантазии.
Это хорошо заметно, если понаблюдать развитие таких эпизодов в фильмах Юрия Озерова. И если в первой киноэпопее «Освобождение» сцены были похожи на картины реального боя, то дальше все начало деградировать. В фильме «Сталинград» можно увидеть удивительный эпизод, где на крохотном пространстве собраны десятки боевых машин. При этом и советские и немецкие танки передвигаются с черепашьей скоростью. Это легко понять, потому что нарушены все правила безопасности и механики-водители, сидящие за рычагами танков (а танки ведь настоящие), думают лишь о том, как друг друга не протаранить из-за требований съемочной группы.

Лучше бы эротики не было

Стремление к моде, желание вставить в фильм постельные сцены или хотя бы обнаженное женское тело, подвело создателей фильма «Сталинград».
Эпизод с девушками-зенитчицами, вполне уместен. Но совсем не обязательно было показывать, как они обливаются водой из шланга, полностью раздевшись. Создатели фильма не стали ничего скрывать от зрителя и показали ему девичьи тела во всех интимных подробностях. Но в результате, больше, чем женские прелести, зрителю бросились в глаза следы от загара. И следы эти были оставлены самыми модными для конца 80-х годов купальниками, узкими, практически состоящими из полосок ткани. В 40-е годы даже представители древнейшей профессии одеть что-то подобное постеснялись бы…