07/12/18

«Самый мощный неядерный взрыв в истории»: что случилось в Сибири в 1982 году

Начиная с 1982 года в зарубежных СМИ периодически обсуждается информация о взрыве, якобы совершенном американскими спецслужбами на советском газопроводе в Сибири. Западные журналисты настойчиво пытаются доказать факт воровства иностранной технологии, которая была установлена на взорванной трубе.


Американский военный эксперт Томас Рид и американский писатель-политолог Питер Швейцер в книге «Над бездной. История холодной войны, рассказанная ее участником» утверждают, что в 1982 году в СССР на газопроводе Уренгой — Сургут — Челябинск произошел мощный взрыв, который стал результатом операции ЦРУ, подготовленной на основании сведений, предоставленных агентом КГБ Владимиром Ветровым. В частности, в книге говорится о том, что план организации экономической диверсии против Советского Союза посредством тайной передачи технологии со скрытыми дефектами одобрил сам президент Рональд Рейган.

Впрочем, российские источники факт передачи технологии, как и саму аварию, отрицают.
Тем не менее американцы не только уверяют, что взрыв был, но и называют его техногенной катастрофой и «крупнейшей диверсией ЦРУ на территории СССР». Информация о случившемся появилась в различных открытых источниках на Западе едва ли не сразу после происшествия и суть ее сводилась к тому, что это был самый сильный неядерный взрыв, мощность которого соответствовала 3 килотоннам. Вспышку зафиксировали американские разведывательные спутники, и поначалу ее приняли за ядерный взрыв. Однако отсутствие электромагнитного импульса, который сопровождает подобные взрывы, изменило выводы специалистов. Вскоре, согласно публикациям, в Белый дом поступили разъяснения директора ЦРУ, который доложил: «Все нормально, взрыв – наша работа».


Ричард Кларк и Роберт Нейк, авторы книги «Третья мировая война: какой она будет?» излагают свой взгляд на описываемые события. По их мнению, дело обстояло следующим образом. В начале 1980-х гг. советское руководство поставило перед внешней разведкой задачу добыть на Западе ряд новейших технологий, что и было довольно успешно осуществлено.

В скором времени в ЦРУ, проанализировав научно-технические достижения СССР, пришли к выводу, что они в большинстве своем являются копиями технических новинок Запада. В ответ правительство США ввело жесткие ограничения на экспорт в Советский Союз компьютеров и программного обеспечения. Однако достижения западной научной мысли все равно продолжали просачиваться в СССР.
В июле 1981 года на экономическом форуме в Оттаве президент Франции Франсуа Миттеран поделился с главой Белого дома Рональдом Рейганом сведениями о том, что французская разведка завербовала агента КГБ Владимира Ветрова, который занимался анализом данных, собранных управлением «Т» (научно-техническая разведка).
По утверждению Миттерана, к этому времени Ветров, работавший уже под псевдонимом Farewell, передал французской стороне около 4 тыс. секретных документов, а также сообщил имена «сотен советских агентов и закупщиков», воровавших или покупавших через подставных лиц запрещенные для продажи в СССР технологии.

Американцы получили полную картину промышленного шпионажа СССР, однако решили ситуацию не торопить, а продолжать снабжать Москву новейшей продукцией, но уже в своих интересах. В это время в СССР активно строился транссибирский трубопровод в Европу. И, согласно Ричарду Кларку и Роберту Нейку, ЦРУ подсунули некачественные автоматизированные системы управления одному из советских «закупщиков» оборудования для данного объекта. В компьютерных блоках этих систем были установлены дефектные чипы. Контрольную проверку они выдерживали, однако при более продолжительной работе должны были создать внештатную ситуацию. Так и случилось, поначалу программа показала себя с лучшей стороны, но наступил момент, когда она дала команду закрыть клапан в одном сегменте трубопровода, а в другом пустить газ на полную мощность. В итоге давление превысило допустимый уровень, сварочные швы не выдержали, газ вырвался наружу и произошел «самый мощный неядерный взрыв в истории».


И все-таки в этом рассказе много неясностей. В СССР об аварии ничего не сообщали ни в 1982 году, ни после. Невозможно установить точную дату этой катастрофы. Генерал КГБ в отставке Василий Пчелинцев, возглавлявший структуры госбезопасности в Тюменской области, в 2004 году в интервью газете «Труд» назвал версию о взрыве «полной чепухой». Но при этом добавил, что в апреле 1982 года неподалеку от Тобольска произошел взрыв двух ниток газопровода Уренгой – Челябинск, который никак не связан с иностранными спецслужбами. Все дело в русском «авось». После проверки компетентных органов было выявлено, что на 700-километровом отрезке газопровода работники «Нефтегазстроя» не установили ни одного «пригруза» – массивного бетонного кольца, прижимающего трубу к земле и удерживающего ее от всплытия в топких грунтах.

В результате, когда началась весенняя распутица, трубы в заболоченных местах всплыли на поверхность и одна из них дала трещину. Струя, вырвавшаяся наружу была настолько мощной, что пробила трубу параллельного газопровода. Взрыв произошел утром, его наблюдали пролетающие над южным Уралом самолеты, и вполне могли зафиксировать американские спутники-шпионы.

Многие отечественные специалисты выдвигают убедительные аргументы, опровергающие американскую версию. Во-первых, в 1980-х годах полностью автоматизированные системы были редкостью даже в США. Во-вторых, после нелегального приобретения импортной технологии установка ее на столь важный стратегический объект без тщательной проверки и тестирования была невозможна.


Доктор технических наук и эксперт-взрывотехник Владимир Захматов категорически отрицает не только факт взрыва на газопроводе в 1982 году, но и возможность совершения диверсии. Он отмечает, что взрывы, конечно, в разное время происходили, но они объяснялись сложными условиями укладки труб в болотистых местностях. По словам Захматова, таких аварий было предостаточно и в США, и в Канаде.

Многие эксперты говорят, что факты, приведенные Томасом Ридом, больше напоминают события 1989 года, когда в Башкирии произошел взрыв газопровода Западная Сибирь – Урал – Поволжье. Тогда, по официальным данным, погибли 575 человек: все они находились в поездах, проходящих в тот момент в зоне выброса газа. Комиссия установила, что утечка стала возможной из-за повреждений, нанесенных газовой трубе ковшом экскаватора еще за четыре года до трагедии.
Вполне возможно, что распространившаяся на Западе легенда о диверсии ЦРУ на советском газопроводе была частью информационной войны, которая уже не первое десятилетие велась во многих иностранных СМИ.

Что же касается Ветрова, то он был осужден в 1982 году советскими правоохранительными органами за умышленное убийство сотрудника КГБ и отправлен отбывать наказание в Иркутск. Позднее его перевели в Лефортовскую тюрьму Москвы, где после обвинения в измене Родине в форме шпионажа казнили.