Сбежать из плена на «Фоккевульфе»: судьба «сталинского сокола» Николая Лошакова

Этот воздушный рывок из плена считается первым авиапобегом в Великой Отечественной войне. Однако после успешного приземления угнанного «Шторха» (легкий немецкий самолет Fieseler Fi 156 Storch, используемый для разведки, связи и целеуказаний) беглецам Николаю Лошакову и Ивану Денисюку воевать больше не пришлось.

Последний бой

Как сказано в «Книге Памяти Республики Коми», на момент пленения в конце мая 1943 года летчик-истребитель Николай Лошаков воевал 4 месяца – до ноября 1942 года он учился, окончил военную авиашколу. Роковой боевой вылет, в результате которого Лошаков попал в плен, был для него 121-м, и вторым за день. Летчик к тому времени успел отличиться, лично сбив в небе Ленинградской области два самолета противника и один в составе группы истребителей.

По воспоминаниям Николая Лошакова, в тот день мотор его Як-16 над вражеской территорией начал барахлить, и ведущий группы приказал экипажу возвращаться домой. Когда «ястребок» уже повернул на обратный курс, на хвост ему сел «Фоккевульф», навстречу шел «Мессершмитт». «Мессера» удалось вывести из боя, повредив ему пулеметным огнем правый мотор, но два «FW-190» советский истребитель взяли в клещи. У Лошакова было тяжелое ранение – вражеские пули задели ногу и руку.

До своей территории летчик загоревшийся Як-16 дотянул, успел выпрыгнуть с парашютом. Однако парашютиста ветром отнесло к немецким окопам. При приземлении он потерял сознание и был пленен.

В плену

Николай Лошаков был молод, в мае 1943 года ему не исполнилось еще и 20-ти лет. Поэтому гитлеровцы поверили, что это первый, а не 121-й боевой вылет летчика-истребителя. Лошакова доставили в Ригу, начали вербовать для поступления в эскадрилью, состоявшую из изменников Родины. Лошаков вспоминал, что в Риге он встретил бывшего штурмана истребительного полка, майора Евгения Банщикова, тоже попавшего в плен. Банщиков предупредил Лошакова, что надо бы сорвать вражеский план по созданию такого авиаподразделения.

Лошаков принял предложение служить в эскадрилье РОА, где ему пообещали в перспективе предоставить возможность сесть за штурвал истребителя. Пока же пленный работал в хозобслуге запасного аэродрома псковского города Остров (42 км южнее Пскова). Вскоре нашелся и товарищ, с которым летчик решился обсудить план будущего побега к своим – пленный пехотинец Иван Денисюк, который на аэродроме заправлял самолеты. Денисюк, в отличие от Лошакова, имел доступ к немецкой авиатехнике. Он по просьбе товарища зарисовывал расположение и детали приборов вражеских самолетов, стащил для Лошакова куртку и пилотку немецкого летчика.

Побег

В августе, после 2,5 месяцев плена, Лошаков вместе с Денисюком бежали, угнав самолет «Шторх» («Аист» в переводе с немецкого). Он в тот день только что приземлился на островской аэродром, летчик, комендант аэродрома Алоиз Мойзиш, ушел отдыхать. Денисюк тотчас же залил полный бак горючего, переодевшийся в немецкую форму Лошаков проник в кабину, завел мотор, дождался товарища, и легкомоторный «Аист» взмыл в небо. Немцы обстреливали «Шторх». Лошакова вновь ранило. Но побег удался – трофейный самолет успешно приземлился на колхозном поле деревни Бритино (Маловишерский район Новогородской области).

Трое деревенских ребятишек побежали докладывать председателю колхоза о странном самолете, летчики которого, одетые в немецкую форму, после приземления обнимались, плясали и разговаривали по-русски.

Свой «плен»

В тот же день Лошаков и Денисюк были арестованы и допрошены СМЕРШем. Газета Республики Коми «Красное знамя Севера», описывая подвиг Николая Лошакова, сообщала, что с момента приземления война для этих отважных беглецов закончилась – Лошакова военный трибунал приговорил к 20 годам заключения, Денисюка – к трем. Лошакова упрекнули в том, что не застрелился, а пошел в услужение к немцам (поскольку юноша сохранил в плену партбилет, срок в итоге уменьшили до 3 лет).

В воркутинском лагере Николай Лошаков отсидел полтора года, до августа 1945 года. Полной реабилитации удалось добиться только в 1959 году. Лошаков остался в Воркуте. После окончания горного техникума работал на угольных шахтах, а прежде – в авиаотряде «Воркутауголь». Был награжден знаками «Шахтерская слава» двух степеней. Умер ветеран в 1984 году.

… Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который с группой товарищей в 1945 году на «Хейнкеле» сбежал из немецкого концлагеря в Германии, более известен. Беглецов потом также долгое время проверяли в СМЕРШе, но не судили. Звезду Героя Девятаеву вручили только через 12 лет после войны, но не за боевые подвиги, а за достижения в отечественном ракетостроении.