11/06/22
фото: generaltsvigun.ru

Семен Цвигун: был ли на самом деле убит генерал КГБ

О настоящей причине смерти Семена Цвигуна в некрологе, опубликованном в советской прессе, не сообщили. Благодаря тому, что некролог не был подписан Леонидом Брежневым, по стране поползли слухи о том, что с кончиной Цвигуна что-то не так. И эти слухи оказались небезосновательны.

Брежнев не подписал…

В свое время Семен Кузьмич Цвигун успел окончить Одесский педагогический университет и поработать директором школы. Однако в 1939 году, когда, как пишет Рой Медведев в своей книге «Личность и эпоха: политический портрет Брежнева», проводилась очередная большая смена кадров НКВД, Цвигун перешел на работу в органы. Он был близок с Леонидом Брежневым. Семен Кузьмич тоже работал в Молдавии, а кроме того был женат на двоюродной сестре супруги Брежнева. Во многом это определило судьбу Цвигуна, который в период правления Брежнева стал первым заместителем председателя КГБ СССР и генералом армии.

Семен Цвигун был моложе Леонида Брежнева на 11 лет, но его жизнь тоже оборвалась в 1982 году. 19 января упомянутого года генерал скончался. В советской прессе, как пишет в издании «КГБ. Председатели органов госбезопасности. Рассекреченные судьбы» Леонид Млечин, появились заметки с сухой формулировкой о том, что Семен Кузьмич ушел в мир иной «после тяжелой и продолжительной болезни». Однако, по словам Млечина, граждане заподозрили неладное. Дело в том, что некролог не подписали ни Леонид Брежнев, ни Михаил Суслов, ни Андрей Кириленко, являвшиеся по сути главными людьми в стране. Народ решил, что раз некролог не подписан перечисленными лицами, значит, со смертью Цвигуна что-то не так.

А была ли болезнь?

Впрочем, есть версия, что Семен Цвигун действительно был серьезно болен. Генерал Филипп Бобков, который посвятил службе в КГБ всю свою жизнь, утверждал, что у Цвигуна врачи обнаружили рак мозга. Но умер Семен Кузьмич по другой причине. Якобы не выдержав мучительных головных болей, он покончил с собой. Соответствующий рассказ Бобкова приводит в своей книге «Андропов вблизи» Игорь Синицин. Однако Леонид Млечин со ссылкой на официальные данные утверждает, что Цвигун страдал онкологическим заболеванием легких. Поначалу прогнозы медиков был оптимистичны. Генерала удачно прооперировали, но впоследствии развились метастазы, проникшие в мозг.

Примечательно, что ту самую операцию Цвигуну делал академик Михаил Перельман, который впоследствии отрицал тот факт, что причиной смерти или самоубийства его пациента стало онкологическое заболевание. Об этом Перельман сам написал в своих мемуарах «Гражданин Доктор». Дело в том, что хирургическое вмешательство по поводу рака легкого было проведено еще в 1971 году. Тогда лечащий врач, коим и являлся Перельман, подтвердил полное восстановление больного. Иными словами, никакого рака у Цвигуна тогда уже не было. Мало того, Семен Кузьмич регулярно проверялся, и декабре 1981 года, то есть за несколько недель до гибели, консилиум врачей засвидетельствовал отсутствие рецидива болезни.

Может быть, это убийство?

Но это далеко не все странности, связанные со смертью генерала «идеологической обороны» КГБ. Как утверждает Николай Зенькович, автор книги «Тайны ушедшего века. Власть. Распри. Подоплека», для того, чтобы совершить суицид на даче, где и произошла трагедия, Семен Цвигун попросил пистолет у своего водителя. Данный факт кажется Зеньковичу невероятным: неужели у генерала не было собственного оружия? В том числе именно поэтому даже версия о самоубийстве Цвигуна ставится многими исследователями по сомнение. К тому же, почему у генеральского водителя в то, как выражается Зенькович, «тихое и благословенное время» оказался заряженный пистолет? Да и детям Цвигуна почему-то правду о кончине отца сразу не сказали.

Некоторые считают, что причиной убийства Семена Цвигуна стало так называемое «Бриллиантовое дело», в котором была замешана дочь Леонида Брежнева Галина. Однако это предположение большинство историков относят к несостоятельным. Никакого дела на саму Галину Брежневу не заводили. Мало того, Брежнева заявила, что с фигурантом дела Борисом Буряце вообще не знакома. К тому же Цвигуну было ни к чему портить отношения с Брежневым. А вот Председатель КГБ Юрий Андропов, по мнению Дмитрия Волкогонова, автора издания «Семь вождей», приложил немало усилий для того, чтобы скомпрометировать родственников Брежнева. Аналогичные действия Андропов предпринимал и в отношении Цвигуна, который был выдвиженцем генсека.