17/09/20
Фото: Кшиштоф Миллер

Штурм Грозного 1995 года: какой русский генерал лучше всего проявил себя в этой провальной военной операции

В операции «Штурм Грозного» принимали участие несколько генералов российской армии – как на стадии разработки и утверждения, так и в непосредственном руководстве военными действиями. Впоследствии сама операция и подготовка к ней были жестко раскритикованы, причем, самими же генералами-участниками штурма.

«Взять десантным полком за 2 часа»

Первую и главную роль в этой самой провальной операции армии России после окончания Великой Отечественной войны сыграл генерал армии Павел Грачев, тогдашний министр обороны, публично заявивший, что столицу Чечни можно взять всего одним полком десантников, и двух часов для этого будет достаточно. Впоследствии командующий одной из группировок, штурмовавших Грозный, генерал Лев Рохлин сказал, что план, который разработали генералы Павел Грачев и Анатолий Квашнин (он на тот момент командовал Объединенной группировкой федеральных войск в ЧР), привел к массовым и необоснованным потерям, поскольку оперативно-тактические расчеты сообразно с реальными обстоятельствами не проводились.

Что было в планах

Автор документального расследования об истории обеих постсоветских военных чеченских кампаний Николай Гродненский писал о том, что Грозный в новогоднюю ночь 1994 – 1995 годов предполагалось штурмовать силами четырех соединений федералов – в наступлении армейские войска должны были осуществить удары с севера, запада и востока. Усиление в действиях армейцев должны были обеспечивать подразделения МВД и ФСК РФ.

У группировок «Север» (командир — генерал-майор Константин Пуликовский) и «Северо-Восток» (генерал-лейтенант Лев Рохлин) была задача по блокировке северной части Грозного и президентского дворца (с северной части). Бойцы генерал-майора Валерия Петрука (группировка «Запад») должны были овладеть ж/д вокзалом, а потом, отрабатывая северное направление удара, провести блокировку президентского дворца с южной стороны.

Успешная операция по отработке магистральных улиц Грозного должна была привести к образованию сквозного коридора. Подразделения штурмовиков группы «Восток» генерал-майора Николая Стаськова, выполнив свои задачи, в итоге должны были в итоге соединиться с «Севером» и «Западом», взяв под контроль центр Грозного в условленном районе.

Планировалось, что в результате дудаевскую группировку возьмут в кольцо.

«Возмездие». Роль Рохлина

Штурм Грозного не был «новогодним», как написали многие СМИ. На улицах чеченской столицы войска российской армии, а также подразделения МВД и ФСК продолжали вести бои вплоть до 6 марта 1995 года.

Автор книги «Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала» Андрей Антипов описал, основываясь на документальных свидетельствах, реалии тех боев. Группировка Льва Рохлина была единственной, закрепившейся в Грозном в итоге новогоднего штурма. Подробности кровопролитных многомесячных боев за Грозный и детали провальных операций по блокировке чеченской столицы и собственно новогоднего штурма (операция «Лом») многократно описаны. Суть их в том, что предварительные планы Грачева-Квашнина по захвату чеченской столицы в намеченные сроки четырьмя группами федеральных войск так и не были осуществлены.

Генерал-полковник Геннадий Трошев, участник боев за взятие Грозного, описал в своих мемуарах роль генерала Льва Рохлина в финальном этапе штурма Грозного. Две группировки федеральных сил в январе 1995 года объединили в одну – «Север», ее и возглавил генерал-лейтенант Лев Рохлин. По сути, он командовал завершающим этапом операции по освобождению Грозного от дудаевских боевиков, получившей кодовое название «Возмездие».

Благодаря произведенным кадровым перестановкам в войсковых соединениях улучшилась их управляемость, в условиях уличных боев были организованы опорные пункты, наступления велись небольшими мобильными группами. Лев Рохлин распорядился как можно эффективнее использовать артиллерию, и это дало положительные результаты.

Все ключевые этапы «Возмездия» впоследствии проходили под руководством генерала Льва Рохлина. Второго января 1995 года десантники взяли ж/д вокзал и депо, 7 января – одну из высоток Грозного – институт нефтехимии. Через 5 дней федеральные войска штурмовали и взяли здания МВД ЧР и Департамента безопасности, а 19 января был занят Совмин, который, по словам Рохлина, штурмовали 6 дней. Как вспоминал генерал, боевики выносили из этого здания изуродованные тела наших солдат – демонстрировали, что будет с наступавшими. Тем не менее, боевиков оттуда выбили.

Затем был захвачен дворец Дудаева, и формально к концу первого месяца 1995 года штурм Грозного был завершен. Хотя потом с ожесточенными боями освобождали площадь Минутку, хлебозавод и другие грозненские объекты... Только после занятия 6 марта 1995 года южного района Грозного – Черноречья столицу Чеченской республики фактически полностью стали контролировать федеральные силы.

... Льву Рохлину за подвиг при взятии Грозного присвоили звание Героя России. Но генерал от этой награды отказался, пояснив, что война в Чечне – не слава России, а ее беда. По официальным данным, в результате боев за Грозный в конце 1994-го — начале 1995-го только убитыми федеральные силы потеряли почти 1,5 тысячи человек.