27/05/20
фото ТАСС

Сколько американских шпионов сейчас сидит в российских тюрьмах

Шпионские скандалы – явление и так характерное для отношений России и США – в начале 2000-х стали возникать чуть ли не постоянно. Сегодня американским шпионом No1 в российской повестке негласно считается Пол Уилан – на самом деле гражданин четырёх стран и бывший морской пехотинец. Но «первый» он лишь условно: его дело стало широко обсуждаться, хотя всё, что ему удалось «нарыть», это флешка с неким списком фамилий. Имена же лазутчиков, которые могли нанести нашему государству более существенный ущерб, скрыты грифом «совершенно секретно».

Сам напросился

Пол Уилан был задержан в Москве в декабре 2018 года. В столицу России он приехал на свадьбу сослуживца – тоже бывшего морпеха, женившегося на россиянке. На саму церемонию, как следует из сообщений СМИ, он так и н попал.

Об американце, у которого есть ещё три гражданства – Великобритании, Ирландии и Канады, известно не так много. По словам его брата, Дэвида, Пол участвовал в боевых действиях в Ираке. В 2008, пишет The Washington Post, Уилана уволили со службы после приговора по обвинению в хищении имущества. После он работал представителем кадрового агентства Kelly Services и начальником службы безопасности производителя автомобильных деталей BorgWarner. По данным The Guardian, по работе Уилан неоднократно бывал в России. При этом он якобы искренне интересовался культурой страны, поздравлял православных с Пасхой и ходил на матчи «Спартака» — обо всём этом журналисты узнали из его странички «ВКонтакте».

Но если верить СМИ, первый приезд американца в Россию состоялся в 2007 году, когда он ещё находился на службе в американских вооружённых силах. В течение десяти лет, как отмечает «Взгляд», Уилан старался завести «полезные» контакты: на его страничке в соцсети из 70 российских друзей большинство были либо военнослужащими, либо сотрудниками ФСБ, как отставниками, так и действующими. При этом, утверждает газета, в разговоре с ними, особенно если речь шла о пьяных посиделках, он выражался двусмысленно, говорил о связи с ЦРУ и предлагал собеседникам подзаработать. Чем, собственно, и привлёк внимание ФСБ.

Об обстоятельствах дела Уилана известно ещё меньшее – его рассмотрение, естественно, проходит в закрытом режиме, и, конечно, следствие фабулу не раскрывает. Из открытых источников: заявлений адвоката и американского Посольства, а также родственников – можно сделать вывод, что американца задержали во время передачи ему флешки, на которой, по данным Росбалта, был список сотрудников «одного из засекреченных российских ведомств». Любопытно, но за такую информацию он предлагал своему «подельнику» погасить долг в размере всего 100 тысяч рублей.

Теперь Полу Уилану грозит 18 лет российской тюрьмы – именно столько запросил прокурор во время прений 25 мая. Американец, понятно, своей вины не признал и даже сравнивал себя с Мистером Бином, которого взяли вместо Джеймса Бонда. Приговор должен быть оглашён 15 июня.

Закрытый клуб

Впрочем, сам факт, что мы знаем все эти подробности – большая удача, ведь дела за шпионаж – самые закрытые из всех, что рассматриваются российскими судами. Единственная публичная информация о них — это данные Судебного департамента при Верховном суде. Но и они содержат довольно скудные сведения – лишь число осуждённых за год по «шпионским» статьям Уголовного кодекса: статье 275 «Государственная измена» и статье 276 «Шпионаж» (по первой судят граждан РФ, по второй – иностранцев) — и только с 2009 года.

Согласно статистике, в 2009-м за госизмену посадили четырёх человек, за шпионаж – никого. В 2010-м – пять и одного соответственно. В 2011 и 2012 годах за решётку отправились по шесть изменников и одному шпиону, в 2013-м – четыре и два. В 2014-м по статье «Шпионаж» не было вынесено ни одного судебного решения, зато за государственную измену были приговорены сразу 15 человек. В следующем году сроки получили уже шесть госизменников и два шпиона, в 2016-м – четырнадцать и три, в 2017-м – четыре и два. В 2018 году впервые за десять лет шпионов оказалось не меньше, чем предателей – по четыре. В 2019-м, однако, всё вернулось к некому паритету: за измену посадили восемь человек, за шпионаж – троих.

Итого за 11 лет по статье «Государственная измена» было вынесено 76 обвинительных приговоров, по статье «Шпионаж» — 19. Какие сроки получили осуждённые, по данным ВС РФ узнать уже не удастся, так как эта информация раскрывается исключительно по главам УК. Но по сведениям правозащитного объединения «Команда 29» на 2018 год, за 20 лет порядка 40 процентов приговорённых получают наказание ниже низшего предела, предусмотренного нормами. Юристы связывают это с сомнениями судов в виновности обвиняемых.

Правда, есть и исключения. В 2009 году девять из 15 госизменников, получили сроки больше десяти лет лишения свободы. Некоторые из них, вполне возможно, до сих пор находятся в тюрьмах. Или, что также вероятно, им повезло. «Команда 29» подсчитала, что за 20 лет президент Владимир Путин, «руководствуясь принципами гуманизма», помиловал не менее 17 осуждённых за госизмену и шпионаж, 12 из которых позже обменяли.

Таким образом, в российских тюрьмах наверняка осталось не так много шпионов, и при этом не все они – американские. Как подчёркивают правозащитники, из примерно сотни дел по статьям 275 и 276 на измену или шпионаж в пользу США приходится только 18. Ещё 17 —  в пользу Китая. Но лидером остается Грузия — 26 дел, что связано с событиями августа 2008 года.