AP/TASS

Сколько английской крови в новом британском короле Карле III

У Великобритании и всего Соединенного королевства теперь новый король – Карл III. Что нужно знать о новоиспеченном монархе, а главное – насколько он достоин представлять английскую корону?

Темная сторона

Карл III (или принц Чарльз – так более привычно после более полувека в статусе наследника престола) – 73-летний сын королевы Елизаветы II и герцога Эдинбургского Филиппа. Персона, по строгим меркам английских монархов, неоднозначная. С одной стороны, личность с первоклассным образованием, воинским званием и почестями. С другой – большой поклонник гомеопатии, самопровозглашенный защитник окружающей среды и участник ряда телешоу и мыльных опер.

Последние опросы общественного мнения показывают, что персона Чарльза в целом симпатична британцам – положительно к нему относятся порядка 60%. С другой стороны, ему до сих пор не могут простить разлад с «народной принцессой» Дианой. Это забирает у него почти 20% рейтинга.

Еще один сомнительный эпизод связан с отношением нового короля к Виндзорской династии. С точки зрения традиционной генеалогии, после смерти Елизаветы II линия должна была прерваться, а Карл III получить фамилию отца, представителя Глюксбургской ветви Ольденбургского дома – Маунтбеттен. Однако еще в 1952 году королева издала прокламацию, согласно которой ее потомки продолжат принадлежать к дому Виндзоров. Так что Чарльз, как бы спорно это ни было, продолжатель династии.

Коктейль из династий

К слову, сама династия Виндзоров с какой-то точки зрения искусственная. Дом был учрежден в 1917 году королем Георгом V, чтобы избавиться от прежнего немецкого названия – Саксен-Кобург-Готская. В те времена – на фоне Первой мировой войны и прямого конфликта с Германией – сохранять такое имя было непозволительной роскошью. Вместе со сменой названия монарх отказался от всех личных и семейных германских титулов. В остальном же прошлое английской королевской семьи – почти сплошь немецкое. Саксен-Кобург-Готская (а до 1826 года – Саксен-Кобург-Заальфельдская) ветвь тянется от древней саксонской династии Веттинов. Правда, на британский престол ее представители взошли лишь в 1901 году – после смерти королевы Виктории. Но и она была представителем другой «немецкой» династии – Ганноверской, начало которой шло от древнего германского рода – Вельфов.

Представители Ганноверской династии правили Великобританией с 1714 года, и первые правители даже не знали английского языка. Но такова была цена Акта о престолонаследии 1701 года, главная цель которого заключалась в том, чтобы отсечь путь к британской короне католикам, находящимся в родстве со Стюартами.

В целом же в такой картине нет ничего удивительного: решение политических задач через браки с представителями монарших династий были нормальной практикой для европейских государств. Ту же Викторию неспроста называли «бабушкой Европы» – ей удалось удачно пристроить по королевским и царским семьям всех своих девятерых детей. Все это резко увеличивало степень «смешения». Тот же Чарльз по отцу, например, является прапраправнуком российского императора Николая I.

Так что не удивительно, что в итоге «чистой» крови у английских монархов почти не осталось. И перед Карлом III теперь стоит сложная задача – обеспечить процветание своей страны и всего Содружества, и при этом сохранить достоинство династии. История которой, впрочем, доказывает, что и Виндзоры, и Саксен-Кобруг-Готы способны справиться с любыми вызовами.