05/04/19

Сколько денег нужно вложить в армию Польши, чтобы она могла сопротивляться российской

В последние годы Польша очень озабочена российской военной угрозой. Польские политики всерьез считают, что их страна может подвергнуться атаке со стороны восточного соседа, о чем свидетельствует программа масштабного перевооружения Войска Польского, рассчитанная на 10 лет.

Враг у ворот

На днях отставной генерал польской армии, Вальдемар Скшипчак, снова поднял тему возможного российского вторжения в Восточную Европу, во время которого, с его слов, Польша в силу своего географического положения окажется прифронтовым государством. Но это, считает Скшипчак, произойдет после того, как Россия захватит Латвию, Литву и Эстонию, в чем ей никто не сможет помешать.

Скшипчак, как и большинство польских экспертов, ставит под сомнение возможность Польши сдержать российскую агрессию. По всеобщему убеждению, не следует ждать помощи и от расквартированных в стране подразделений НАТО. Остальным силам Альянса понадобится не одна неделя, чтобы передислоцировать свои войска в зону возможного конфликта.

Несмотря на постоянное увеличение численности войск Североатлантического альянса в Восточной Европе, польские военные называют эти меры недостаточно эффективными. По их мнению, лучшим подтверждением слабости Альянса близ российских границ является операция по присоединению Крыма, которую НАТО попросту проморгало.

Впрочем, Польша все же рассчитывает на поддержку союзников. Исходя из военно-политической доктрины Варшавы и высказываний польских военных экспертов, в первые дни возможного столкновения с Россией помощь Польше должны оказать страны Прибалтики, Финляндия и Швеция, и это несмотря на то, что две последние не входят в Североатлантический альянс.

Польские военные уверены, что при гипотетическом конфликте с Россией придется использовать все имеющиеся у НАТО средства, включая удар ядерными боеголовками. Именно таким способом руководство Альянса намеревалось останавливать советские войска в годы холодной войны, ничего не изменилось в этом плане и сегодня.

Польские аналитики предполагают, что конфликт может разгореться из одной искры, как это было во время войны между Россий и Грузией в августе 2008. При этом представители Национального центра стратегических исследований считают, что российская армия действует настолько организованно и быстро, что в течение суток способна мобилизовать готовую для вторжения группировку.

Больше — не значит лучше

Вступив в 1999 году вместе с Чехией и Венгрией в НАТО, Польша развернула вектор своей военной политики на 180 градусов. Теперь ее войска, ранее направленные в сторону Запада, переориентированы на Восток. Общая граница с Калининградской областью и Белоруссией, союзником России, заставила польское руководство постоянно развивать свои вооруженные силы.

Юрий Зверев, пишущий для интернет-издания «Евразия Эксперт», отмечает, что если Прибалтика имеет для НАТО чисто символическую ценность, то Польшу в Брюсселе рассматривают как полноценного боеспособного союзника. Конечно, численность польской армии со времен существования Варшавского договора заметно сократилась, однако такая же участь постигла и другие европейские страны, входящие в Альянс.

Согласно британскому справочнику The Military Balance за 2016 год, численность вооруженных сил Польши составляет 93 тыс. человек. В регионе польская армия самая крупная, превышающая вооруженные силы Чехии (35 тыс.), Словакии (26 тыс.) и Венгрии (30 тыс.) вместе взятые. Более того, по числу танков, бронированных машин, артиллерии, реактивных систем залпового огня и минометов она превосходит бундесвер. Наземная ПВО Польши считается самой боеспособной в Европе.

Однако, несмотря на довольно выигрышное положение польской армии по сравнению с европейскими союзниками НАТО, качество Войска Польского оставляет желать лучшего. Не секрет, что значительная часть техники и вооружения Польши — это советские образцы. К примеру, основой танкового парка является Т-72, который был выпущен по советской лицензии еще в 1980-х годах. В плане оснащенности армии Великобритании, Франции и Германии далеко впереди Польши.

Польское руководство долгие годы надеялось, что союзники по Североатлантическому блоку окажут поддержку и помогут перейти на современные стандарты. Однако в НАТО подсчитали, во сколько обойдется техническая модернизация полькой армии, и решили отложить этот вопрос до лучших времен.

Спасение утопающего

В Польше понимают, что надежда на помощь союзников может и не оправдаться, поэтому проблемы переоснащения армии нужно решать за счет внутренних ресурсов. А траты предполагаются немалые. По подсчетам специалистов, даже если Польша ежегодно будет выделять на нужды вооруженных сил 5% ВВП, то качественного сдвига придется ждать не один десяток лет.

В 2017 году Варшава выразила готовность перевооружить свою армию и, несмотря на потери в бюджете из-за присоединения к антироссийским санкциям, выделить на это предприятие нужную сумму. После кропотливого подсчета в Министерстве обороны Польши озвучили цифру — $42 млрд. Программа модернизации рассчитана на 10 лет, в течение которых и предполагается постепенно выделять необходимые средства.

В ходе военных реформ Польша, в частности, собирается повысить в классе немецкие танки Leopard 2A4 до нового стандарта Leopard 2PL, продолжить закупки финских бронированных машин Rosomak, начать производство 120-миллиметровых самоходных минометов Rak, приобрести у отечественной компании Huta Stalowa Wolya 7 батарей новых самоходных гаубиц Kryl.

На замену устаревшим советским ударным вертолетам Ми-24 поляки планируют построить по лицензии 24 американских боевых вертолета AH-64 Apache. Кроме того, в обязательном порядке будут заменены изношенные многоцелевые истребители МиГ-29 и истребители-бомбардировщики Су-22. Их место, вероятнее всего, займут американские F-16V и F-35, а также шведский Saab JAS 39 Gripen. Заместитель министра обороны Польши, Чеслав Мрожек, также сообщил о готовности приобрести беспилотные летательные аппараты для предупреждения потенциальных угроз.

Впрочем, намерения польской стороны очевидно столкнутся с нежеланием прежде всего Соединенных Штатов предоставлять полякам новейшие образцы вооружения. Польские эксперты выражают озабоченность отсутствием четкой стратегии реализации программы модернизации, которая не предусматривает коррекции сроков и смены приоритетов. В конце концов, польская общественность весьма неоднозначно относится к военным реформам, которые лягут тяжелым бременем на проседающий в последние годы бюджет страны.