Храбрость и честь русских гусар воспета в книгах, романсах, художественных фильмах. Легендарных красавцев-усачей в ментиках (коротких куртках со шнурами) принято относить к истории XVIII и XIX веков. И тот факт, что гусары сражались на фронтах Гражданской войны, остается малоизвестным. А ведь после Октябрьской революции 1917 года элитные кавалерийские части разделились: одни вошли в состав белогвардейских соединений, а другие поддержали большевиков.
55-й Нарвский красногусарский полк
Известный украинский историк Ярослав Тинченко в своей научной статье «Гусарские части Красной армии», которая была опубликована в журнале «Старый Цейхгауз» (№ 42 за 2011 год), проследил боевой путь конников, перешедших на сторону большевиков. И самым известным из этих воинских соединений был 55 красногусарский (Нарвский) полк, образованный из офицеров и солдат 17-го Черниговского гусарского полка.
В самом конце Первой мировой войны элитные кавалеристы героически сражались с германскими войсками под Нарвой, тогда полк и получил свое название. А красногусарским он стал вскоре после революции, такое решение приняли сами бравые воины. Правда, численный состав боевого соединения оставлял желать лучшего: многие демобилизовались или погибли в боях с белогвардейцами.
В июле 1918 года кавалеристы, которых едва набрался один отряд, отправились на Восточный фронт, где воевали с Чехословацким корпусом (белочехами). В марте 1919 года красных гусар определили в г. Глазов, где в состав их подразделения влились Тейковский и Замоскворецкий кавалерийские полки.
Летом 1919 года 55-й Нарвский красногусарский полк под командованием Сергея Гавриловича Фандеева во время перехода Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) через Уральские горы нанес белогвардейцам сокрушительный удар. Неподалеку от Верхнего Тагила гусары разгромили целый гарнизон колчаковцев, взяв в плен более 500 человек. А в районе Невьянска лихие красные кавалеристы захватили богатые по тем временам трофеи – несколько автомашин, которые белогвардейцы планировали вывезти из зоны боевых действий по железной дороге. Затем красная конница взяла город Ирбит.
Немало славных побед одержали гусары. Они отбросили на юго-восток Уфимскую кавалерийскую дивизию и вынудили противника бежать через реку Тобол. В мае 1920 года командование Красной Армии направило 55-й Нарвский красногусарский полк на Западный фронт, тогда в состав воинского формирования входило 35 офицеров и почти 600 солдат.
В Польше их ожидал полный крах. Красная Армия понесла значительные потери, потерпев одно поражение за другим. 25-26 августа 1920 года остатки гусарского полка были захвачены в плен частями польской армии. Так закончилась история этого воинского подразделения.
Нежинцы на юге России
18-й Нежинский гусарский полк тоже перешел на сторону большевиков. После революции в части был создан комитет, направивший в революционный Петроград своего делегата – ротмистра Василия Антоновича Сергеева. Он вернулся в полк окрыленным, рассказывал о встрече с В.И. Лениным в Смольном.
Командованием Красной Армии нежинские гусары были отправлены на юг – бороться с белогвардейцами и казаками. Элитные кавалеристы сформировали подразделение, которое насчитывало 47 сабель, 10 пулемётов и 76 штыков. Они вошли в состав красноармейского соединения, сражавшегося под командованием Рудольфа Фердинандовича Сиверса. Нежинцы воевали на Дону с казацким отрядом Василия Михайловича Чернецова, а в январе 1918 года столкнулись с Добровольческой армией.
В начале весны гусарский отряд, возглавляемый В.А. Сергеевым, был пополнен красноармейцами, реорганизован и уже как 2-й кавалерийский полк вошел в состав «Стальной» дивизии Дмитрия Петровича Жлобы. Нежинцы воевали с казаками в районе Кисловодска, Пятигорска, а затем – под Царицыном. Там осенью состоялся военный парад, где красные гусары блеснули своей амуницией и военной выправкой перед инспектировавшим войска председателем Реввоенсовета Л.Д. Троцким.
Но вскоре из-за многочисленных нареканий на самоуправство Д.П. Жлобы, командира «Стальной» дивизии отстранили от должности, одновременно В.А. Сергеева направили на другое место службы – в военную инспекцию. А бывшие нежинцы впоследствии сражались в составе 4-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии.
Митавцы в полку имени Володарского
14-й Митавский гусарский полк после революции, по решению своего командира Александра Карловича Андерса, был расквартирован в районе г. Луги. Здесь весной 1918 года элитные кавалеристы сформировали партизанское соединение, вошедшее в состав Красной армии.
Одновременно туда же, под Лугу, из Петрограда направили отряд имени В. Володарского, созданный в октябре 1917 года для охраны руководителей партии большевиков, находившихся в Смольном. Два вышеупомянутых подразделения РККА были объединены.
В августе 1918 года отряд имени Володарского стал называться батальоном и его личный состав, включая красных гусар отправили на Восточный фронт. Элитные кавалеристы взяли с собой штандарт, который вручил им военный комиссариат. На красном шелке знамени имелась надпись: «Помни капитал, что пики гусар сокрушат тебя».
Кавалерийский эскадрон батальона имени В. Володарского насчитывал 72 сабли, красные конники храбро сражались на Восточном фронте. Но в июле 1919 года они натолкнулись на свежие кавалерийские части противника. В кровопролитном бою у села Никитское погиб весь цвет гусарского эскадрона. После этого воинское подразделение было реорганизовано в обычный конный разведывательный отряд.
Александрийцы под Оренбургом
5-й Александрийский гусарский полк, как и многие воинские формирования русской армии, после революции 1917 года разделился, и часть кавалеристов перешла на сторону большевиков.
Сначала небольшой конный отряд боролся с антисоветскими элементами под г. Череповцом, а затем был переведен в Москву. Там гусары обзавелись новым снаряжением и боеприпасами, привели в порядок лошадей и отправились на Восточный фронт.
На подступах к Оренбургу александрийцы чуть не погибли, случайно столкнувшись с Чехословацким корпусом. Но им повезло: противник из-за формы и приличного обмундирования принял гусар за белогвардейцев (большинство отрядов Красной армии воевали в обносках). Если бы у белочехов, имевших значительное численное преимущество, возникли сомнения, гусар ожидала бы неминуемая гибель.
Правда, из-за приличной формы конников поначалу отказались впустить в Оренбург, другие красноармейцы не признали в них своих. Но все выяснилось. В 1918 году александрийцы гнали белогвардейцев на восток вместе с другими подразделениями РККА.
17 марта 1919 года отряд красных гусар был зачислен в 13-й Оренбургский полк 3-й Туркестанской кавалерийской дивизии, которая была расформирована в сентябре 1921 года.
Впоследствии многие гусары перешли на сторону белогвардейцев и сражались с бывшими однополчанами на фронтах Гражданской войны. Позже этот вид легкой кавалерии окончательно исчез из действующих войсковых частей. Конные подразделения еще входили в состав Красной армии во время Великой Отечественной войны, но далее наступила эпоха танков и артиллерии.