Диверсия, которую в одиночку осуществил киномеханик Константин Чехович, считается одной из самых крупных партизанских акций времен Великой Отечественной войны. Точное число ликвидированных в результате нее гитлеровцев неизвестно до сих пор. Некоторые историки говорят о более 700 погибших.
Беглец на службе у фашистов
Константин Александрович Чехович родился в 1919 году в Одессе. Однако Великую Отечественную войну Чехович встретил в Белоруссии. Дело в том, что в 1939 году он был призван на армейскую службу и уже к началу войны стал командиром саперного взвода. В августе 1941 года Константин вместе с еще четырьмя диверсантами получил задание, осуществить которое необходимо было в тылу врага. Однако красноармейцы попали в засаду. Чехович, получивший в ходе операции контузию, был направлен в лагерь для военнопленных, располагавшийся в городе Порхове. Но если верить В. В. Коровину, автору издания «Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне», Чехович пробыл в лагере всего 12 дней, после чего благополучно бежал оттуда.
Впрочем, Константин Чехович даже после побега предпочел остаться в Порхове. В глазах горожан Константин Александрович выглядел эдаким фашистским прихвостнем. И действительно беглец неплохо устроился: женился на местной жительнице Евдокии Васильевой, стал отцом и устроился на работу в кинотеатр механиком. Тогда город уже был оккупирован немцами, а Чехович по сути прислуживал врагам. Мало того, в отчете советского командования он значился как заведующий кино и радиофикацей от отдела неприятельской пропаганды. За хорошую службу нацисты обеспечили семью жильем и вообще всячески помогали.
Взрыв в кинотеатре
Между тем Константин Чехович, зарекомендовав себя должным образом во вражеской среде, в 1943 году тайно вышел на связь с 7-й Ленинградской партизанской бригадой. В сентябре упомянутого года Чехович познакомился с партизаном Михаилом Малаховым, который и стал разработчиком беспрецедентной операции. Как утверждают авторы книги «Контрразведка», Василий Кириллов и Валентин Краснопевцев, встреча с Малаховым произошла в деревне Радилово. После установления связи с партизанами Чехович часто наведывался в деревню, но эти поездки киномеханика не вызывали у немцев подозрений. Дело в том, что в Радилове жила теща Константина.
В деревне Чехович получал и взрывчатку для будущей диверсии. Понемногу Константин проносил ее в кинотеатр, а 13 ноября 1943 года во время сеанса в зале, переполненном гитлеровцами, прозвучал мощный взрыв. Точное число нацистов, ликвидированных в результате этой акции, неизвестно до сих пор. По данным Василия Кириллова и Валентина Краснопевцева, из-под завалов было извлечено не менее 300 трупов. В. В. Коровин пишет о 764 погибших, среди которых оказались один генерал и 41 офицер. Как бы то ни было, осуществленная Чеховчием диверсия считается одной из самых крупных во период Великой Отечественной войны.
Жизнь после диверсии
Самому Константину Чеховичу удалось уцелеть. Он заблаговременно покинул кинотеатр, а своих жену и сына отправил в Радилово. Впоследствии, как указано в издании «Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне», С. В. Степашина и В. П. Ямпольского, Константин Александрович стал начальником штаба 2-го партизанского отряда бригады. Он участвовал еще в нескольких диверсионных операциях. В 1944 году Чехович был награжден медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й степени и «За оборону Ленинграда». В апреле того же года в связи с расформированием партизанских отрядов он был направлен в распоряжение Ленинградского штаба партизанского движения.
Так Константин Чехович оказался в Ленинграде, где и проживал несколько послевоенных лет. Однако потом он все-таки решил перебраться в Одессу. Вернувшись на родину, Чехович работал на заводе и занимался партийной деятельностью. Примечательно, что он никогда не забывал Порхов и даже несколько раз приезжал в этот город. Несмотря на то, что Константину Александровичу, скончавшемуся в 1997 году, так и не было присвоено звание Героя Советского Союза, в 2013 году в Порхове установили мемориальную доску в его честь. Понятно, что доску поместили на здание, где в военные годы располагался немецкий кинотеатр.