Крестьянские семьи на Руси были большие. Под одной крышей зачастую жила не одна, а несколько ячеек из разных поколений или ветвей рода. При этом они не считались равнозначными. Среди всех выделялся глава семьи — «большак», который нередко состоял в половой связи с младшими женщинами семьи, чаще всего женами своих сыновей.
Пережиток группового брака
Снохачество, а именно так называлась традиция такого крестьянского сожительства, историк В. И. Семевский называл «отвратительной чертой семейных нравов русского крестьянства». Ученые же, разбирая истоки этого дикого обычая, распространенного на Руси в XVIII—XIX веках, сходились на том, что это своеобразный пережиток группового брака, который, в свою очередь, был промежуточным этапом от беспорядочных половых связей к традиционному моногамному браку.
Традиции групповых браков, когда половые партнеры в большой группе (семье, роде) были общими или же все вместе «принадлежали» старшему (главе, вождю) вплоть до начала XX века сохранялись у алеутов, чукчей, эвенков, а также у донских казаков. Так что, в принципе, такое греховное сожительство не было на Руси чем-то необычным и оригинальным. Другое дело, почему оно столь широко распространилось в XVII-XIX веках
Причины снохачества
Первые случаи снохачесвта датируются концом XVIII века. Греховная связь зарождалась между свекром и снохой (отсюда и название) после ухода ее мужа в армию. Служили в ту пору 25 лет, а воевали довольно часто. Так что у жены было не так много шансов дождаться суженого. При живом муже она фактически становилась вдовой, подчиняясь традиционному крестьянскому уставу, где беспрекословно должна была подчиняться воле главы большого семейства.
Ему же не представляло большого труда склонить молодую бабу к сожительству. Во-первых, она и сама была одинока. Во-вторых, у «большака» существовало множество рычагов давления: от кнута до пряника. Он мог загрузить женщину непосильным трудом и замучить придирками, а мог подкупить обещаниями легкой работы и подарками. Выбора у молодой жены практически не оставалось...
В 1874 году срок рекрутской повинности сократился до 7 лет. Но молодые крестьяне все чаще стали уезжать из деревень в город на заработки, наведываясь домой пару раз в год. Оставленная жена опять же оказывалась перед непростым выбором…
Правда или вымысел
Несмотря на распространенность снохачества и его молчаливое признание в крестьянских семьях, церковь расценивала эту традицию как греховную. Причем, считала ее не просто прелюбодеянием, а кровосмешением — то есть инцестом. Снохачество было одной из причин для расторжения официального церковного брака. Это дает повод некоторым исследователям считать подобное явление скорее исключением.
К сожалению, многочисленные свидетельства из метрических книг, этнографических записей и судебных дел Тамбовской, Орловской, Ярославской, Калужской, Псковской, Вятской, Пермской, Полтавской, Харьковской губерний подтверждают, что снохачество не было редкостью даже в начале XX века. И, скорее всего, не ограничивалось названными регионами. Достаточно вспомнить и многочисленные произведения русских классиков: М. А. Шолохова «Тихий Дон», Н. С. Лескова «Житие одной бабы», М. Е. Салтыкова-Щедрина «Столп», И. С. Тургенева «Отцы и дети», А. М. Горького «На плотах» и «Птичий грех».