29/06/23

Советская пропаганда – как она победила в Великую Отечественную

Всякая война - это всегда не только противостояние армий и вооружения, но и умов. Порой бывает так, что талантливый агитатор одним метким лозунгом или ярким художественным образом может внести колоссальный вклад в дело общей победы. Это очень хорошо понимали в Советском Союзе, поэтому работа пропагандистов там была поставлена на очень высоком уровне.

Высокохудожественная пропаганда

В первые дни Великой Отечественной войны было принято решение организовать пропаганду. Решением этой задачи занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА. Они формировали образы и концепции, которые использовались в пропаганде.

Уже 24 июня 1941 года Совинформбюро получило полномочия по организации пропаганды как на радио, так и в печати. Кроме военно-политической пропаганды, была и более высокохудожественная - литературная. Специально для этой цели была сформирована группа, состоящая из именитых писателей, в которую вошли такие авторы, как Константин Симонов, Николай Тихонов, Алексей Толстой, Александр Фадеев, Константин Федин, Михаил Шолохов, Илья Эренбург и многие другие, включая и немецких литераторов-антифашистов.

Писатели несли огромную ответственность - их задачей было не только демонстрировать лучшие качества советской армии и воспитывать патриотизм, но и использовать различные подходы, чтобы воздействовать на различную аудиторию. Например, Эренбург считал, что «для красноармейцев и нейтральных шведов требовались разные аргументы».

Помимо прославления достижений Красной Армии, советского народа и союзных войск, пропаганда должна была также раскрывать и обличать действия немецких захватчиков, демонстрировать глубокие внутренние противоречия гитлеризма. В создании этого корпуса агитационных материалов принимали участие самые талантливые писатели своего времени. Их работа получила большую поддержку у союзников по антигитлеровской коалиции.

Воздействие на врага

В СССР понимали, что пропаганда может эффективным оружием, направленным против врага. В ходе Сталинградской битвы Красная армия применяла инновационные методы психологического воздействия на немцев.

Установленные на передовой громкоговорители играли популярные немецкие песни, которые периодически прерывались сообщениями о победах советских солдат на различных участках фронта.

Одним из наиболее известных и результативных средств оказался монотонный стук метронома. Зловещий эффект достигался тем, что после каждых семи ударов из колонок раздавался голос, который по-немецки сообщал о том, что каждые семь секунд на фронте погибает один фашист.

После 10 или 20 таких циклов метроном временно пропадал, а вместо него из колонок раздавались мелодии танго.

Образ врага

Важной задачей любой пропаганды является формирование политически правильного образа противника. Немецкие агитаторы расчеловечивали советских граждан, создавая образ «недочеловека», уродливого, примитивного и грубого создания. Советским ответом на этом поприще стал другой архетип - фашист. Илья Эренбург, бывший одним из главных деятелей пропаганды в войну, так объяснял свое видение врага: «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».