29/03/19

Советский футболист убил вратаря-обезьяну: миф или реальность

Среди спортивных болельщиков эпохи застоя бытовала легенда об удивительном случае, произошедшем во время матча советских футболистов против команды из Африки. Представители Черного континента якобы выставили в качестве вратаря не человека, а обезьяну, но отечественный игрок убил ее ударом мяча. Правда это или нет?

«Вратарь» на цепочке

Благодаря фантазии любителей футбола, которые из уст в уста передавали байку, слушатели представляли себе чуть ли не дрессированную гориллу, научившуюся ловко принимать мячи. В действительности дело обстояло несколько иначе.

Главный герой этой истории Виктор Понедельник в 2016 году рассказал в интервью еженедельнику «Футбол», что инцидент произошел в Мали, где советская команда СКА из Ростова-на-Дону играла товарищеский матч с местной сборной. Речь идет о встрече, которая состоялась в Бамако 2 января 1963 года.

«Когда выходили на поле, заметили, что африканский вратарь на цепочке ведет к воротам обезьяну. Ничего не поняли. А он вбил гвоздь в крестовину, обезьяна подпрыгнула и села на перекладину», — описывал бомбардир начало матча.

Экзотическое животное было талисманом африканской команды. Обезьянка помещалась на плече у вратаря, так что поймать мяч она не смогла бы уже в силу размеров. Отметим, что живые талисманы есть у многих спортивных команд, однако, как правило, их не выпускают на поле.

Ударив по мячу с расстояния 30 м, Виктор Понедельник попал в перекладину рядом с тем местом, где сидело животное. Футболист подчеркивал, что саму обезьянку не задел.

«От неожиданности она упала на землю, зрители сразу встали, ахнули, начали орать, бить в барабаны. Вратарь схватил обезьяну как дите и побежал в раздевалку, за ним все игроки», — рассказывал нападающий.

«Думали, они нас разорвут»

Реакцию африканских спортсменов на случившееся предсказать было сложно. По словам Понедельника, за 2 дня до игры с русскими они устроили драку с командой ГДР, так что вполне могли буквально «разорвать» наших футболистов. Забеспокоился и представитель советского посольства, который предупредил игроков, что если обезьяна умрет, то выбраться со стадиона будет затруднительно.

К счастью, уже через 20 минут обезьяна пришла в себя. Не дав животному передохнуть, вратарь сборной Мали вновь посадил его на перекладину. Во избежание дальнейших осложнений ситуации тренеры попросили футболистов СКА бить по воротам не очень сильно и больше не попадать в перекладину. Возможно, именно эти ограничения повлияли на исход игры. Виктор Понедельник утверждал, что встреча закончилась со счетом 1:1. По информации же, опубликованной в No 1 еженедельника «Футбол» за 1963 год, первую игру против малийцев русские выиграли 3:1, во второй же потерпели поражение со счетом 0:1. Ни о каких происшествиях с обезьянами в авторитетном советском спортивном издании не упоминалось.

«Сломанный французский телефон»

Когда наши игроки прибыли в аэропорт Ростова, их встретили представители компетентных органов и лично президент федерации футбола Валентин Гранаткин. Оказывается, ему позвонили из идеологического отдела ЦК и попросили разобраться с Понедельником, который якобы «убил вратаря» африканской команды. Узнав, как в действительности все произошло, Гранаткин лишь заулыбался, хотя уже был готов принять к бомбардиру строгие меры.

Впоследствии выяснилось, что история о «вратаре-обезьяне» появилась из-за эффекта «сломанного телефона». Источником слуха стала французская спортивная газета L’Équipe, напечатавшая информацию об игре. Из-за помех со связью в Париже неправильно поняли африканского корреспондента и напечатали курьезную версию о том, что в воротах стояла обезьяна, а советский игрок убил ее ударом мяча в голову. У французских редакторов, похоже, не возникло и тени сомнения в реальности этого случая. Свою бывшую колонию они воспринимали как место, где может произойти все что угодно. История же об убитой обезьяне навсегда «приклеилась» к имени Виктора Понедельника. Даже черный наколенник, который футболист надевал на левую ногу из-за травмы, поклонники интерпретировали как знак «смертельного удара».